Правовые акты Челябинской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Челябинской области от 28.11.2002 N 125-ЗО "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области"

 

28 ноября 2002 года

N 125-ЗО

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением

Законодательного собрания

Челябинской области

от 28 ноября 2002 г. N 746

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Челябинской области "Об охране и защите прав детей в Челябинской области", другими законодательными актами Российской Федерации и Челябинской области и общепризнанными нормами международного права регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области.

Меры воздействия, применяемые за совершение правонарушений к несовершеннолетним, родителям, иным законным представителям, а также к должностным лицам, предусматриваются действующим законодательством.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Политика Челябинской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Политика Челябинской области - субъекта Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена на развитие системы профилактики и включает в себя:

создание правовых, социальных гарантий для несовершеннолетних;

развитие системы правового; экономического, социального, информационного и организационного характера, призванной обеспечить улучшение условий жизнедеятельности семьи;

материально - техническое, финансовое, научно - методическое, кадровое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 2. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей, иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

девиантное поведение - отклоняющееся от нормы общественно опасное поведение;

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально - педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

банк данных - информация, необходимая для осуществления деятельности, координации и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей;

жестокое обращение - осуществление родителями, иными законными представителями, должностными лицами физического или психического насилия над детьми либо покушение на их половую неприкосновенность, применение недопустимых способов воспитания, выражающихся в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорбление или эксплуатация детей.

Иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных федеральными законами.

 

Статья 3. Основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и своевременное оказание им и их семьям социально - медико - психолого - педагогической помощи;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям;

социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

 

Статья 4. Основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Статья 5. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координация их деятельности

 

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания;

органы государственной власти Челябинской области, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования); государственные и муниципальные образовательные организации (далее - образовательные организации);

специальные учебно - воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

органы внутренних дел;

центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

органы управления здравоохранением, государственные и муниципальные медицинские организации;

органы службы занятости;

органы опеки и попечительства;

органы по делам молодежи.

абзац двенадцатый исключен. - Закон Челябинской области от 02.12.2016 N 465-ЗО;

учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних действуют в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

3. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут входить иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

4. Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, депутаты Законодательного Собрания Челябинской области, представительных органов муниципальных образований Челябинской области участвуют в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции.

 

Статья 6. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Челябинской области в пределах своей компетенции осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Челябинской области, образуемой Правительством Челябинской области и действующей на постоянной основе в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Челябинской области

2. Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях осуществляется в пределах их компетенции комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемыми в порядке, установленном законодательством Челябинской области.

3. К основным мероприятиям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся:

проведение координационных, межведомственных совещаний, семинаров, конференций;

получение информации от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних об осуществлении их функций;

создание банка данных следующих категорий: освобожденных из воспитательных колоний; вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений закрытого типа; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденных от наказания в связи с применением акта амнистии, а также детей и семей, находящихся в социально опасном положении.

 

Статья 7. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

 

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

безнадзорных или беспризорных;

занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах; центрах помощи детям; оставшимся без попечения родителей, специальных учебно - воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;

совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

условно - досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

освобожденных из учреждений уголовно - исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Статья 8. Основания и сроки проведения индивидуальной профилактической работы

 

1. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если они зафиксированы в следующих документах:

заявление несовершеннолетнего либо его родителей, иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

приговор, определение или постановление суда;

постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

документы, определенные Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

2. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 8-1. Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций

 

1. Перечень учреждений, работники которых осуществляют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа и иных организаций между субъектами Российской Федерации, устанавливается Правительством Челябинской области.

2. Порядок осуществления перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, в пределах Челябинской области устанавливается Правительством Челябинской области.

 

Статья 8-2. Право лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, на обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем

 

Несовершеннолетние, находящиеся в областных государственных или муниципальных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем по установленным нормам.

Нормы и порядок обеспечения за счет средств областного бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в областных государственных или муниципальных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утверждаются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Челябинской области, осуществляющего в Челябинской области государственную политику в сфере образования, науки, научно-технической деятельности.

 

Статья 9. Финансовое обеспечение деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

1. Финансирование мероприятий и программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в законе Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

2. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

3. Финансирование деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Челябинской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, осуществляется за счет средств областного бюджета.

 

Статья 10. Исключена с 1 января 2005 года. - Закон Челябинской области от 30.11.2004 N 336-ЗО.

 

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Порядок осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством Челябинской области.

 

Статья 12. Органы управления социальной защитой населения Челябинской области и учреждения социального обслуживания

 

1. Органы управления социальной защитой населения Челябинской области в пределах своей компетенции:

осуществляют комплекс мер по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

ставят на учет и формируют банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

обеспечивают организацию в учреждениях социальной защиты индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

осуществляют контроль за деятельностью учреждений социальной защиты населения, к компетенции которых относятся вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

участвуют в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, предусмотренные статьей 12-1 настоящего Закона, и обеспечивают их временное проживание в указанных учреждениях, в том числе на основании заявления несовершеннолетнего или его родителей, иных законных представителей, которое подается лично или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет";

выявляют причины безнадзорности несовершеннолетних и принимают меры к их устранению.

2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в пределах своей компетенции участвуют в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации.

 

Статья 12-1. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

 

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения Челябинской области относятся:

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи;

центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

 

Статья 13. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации

 

1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и Челябинской области в области образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;

3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

6) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

2. Образовательные организации в пределах своей компетенции участвуют в профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.

 

Статья 14. Исключена. - Закон Челябинской области от 19.12.2013 N 610-ЗО.

 

Статья 15. Органы внутренних дел

 

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 16. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

 

1. В Челябинской области создаются и действуют центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

2. Условия и порядок деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 17. Органы управления здравоохранением, государственные и муниципальные медицинские организации Челябинской области

 

Органы управления здравоохранением, государственные и муниципальные медицинские организации Челябинской области в пределах своей компетенции:

организуют пропаганду здорового образа жизни и распространение санитарно - гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей и законных представителей;

своевременно информируют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о фактах травматизма, суицида, жестокого обращения с несовершеннолетними, алкогольной и другой интоксикации;

ставят на учет и формируют банк данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.

 

Статья 18. Органы службы занятости

 

1. Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

2. Должностные лица органов службы занятости пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

 

Статья 19. Органы опеки и попечительства

 

1. Органы опеки и попечительства:

дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;

участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

2. Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

 

Статья 20. Органы по делам молодежи Челябинской области

 

Органы по делам молодежи Челябинской области в пределах своей компетенции осуществляют:

организацию досуга и занятости несовершеннолетних по месту жительства;

координацию и организационно - методическое обеспечение деятельности учреждений по месту жительства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

содействие учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации "спортивной и культурно - воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения;

привлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, спортивных, технических и Других клубах, секциях, кружках, способствуя формированию здорового образа жизни и приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

содействие детским и молодежным общественным объединениям, фондам и иным общественным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и контроль за их деятельностью;

принимают участие в разработке и реализации программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию распространению наркомании и алкоголизма в молодежной среде и в пределах своей компетенции содействуют трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи;

абзац восьмой исключен. - Закон Челябинской области от 19.12.2013 N 610-ЗО.

 

Статья 21. Участие организаций, не входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организаций, не входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и их уставами.

 

Статья 21-1. Обязанности родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

 

Родители (лица, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию обязаны принимать меры по недопущению нахождения несовершеннолетних:

в возрасте до шестнадцати лет с 22 до 6 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет с 23 до 6 часов в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

в любое время суток на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

 

Статья 21-2. Порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел и порядок доставления детей к родителям (лицам, их заменяющим), лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

 

Должностные лица юридических лиц, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае нахождения на их объекте (на территории, в помещении) несовершеннолетнего в нарушение требований о месте и времени, указанных в статье 21-1 настоящего Закона, незамедлительно после обнаружения ребенка сообщают об этом в органы внутренних дел с целью установления личности несовершеннолетнего и передачи его родителям (лицам, их заменяющим), лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей. Органы внутренних дел, получив сообщение, принимают меры по уведомлению родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и передаче им ребенка, о чем составляется соответствующий акт.

В случае отсутствия родителей (лиц, их заменяющих) или невозможности установления их местонахождения, а также при наличии иных обстоятельств, препятствующих незамедлительной передаче ребенка, представители уполномоченных органов (внутренних дел, социальной защиты) доставляют ребенка в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка с составлением акта о передаче ребенка.

 

Статья 21-3. Порядок формирования и порядок деятельности экспертной комиссии для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию

 

Для оценки предложений об определении мест, не перечисленных в законах Российской Федерации и Челябинской области, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создается экспертная комиссия Челябинской области (далее - экспертная комиссия).

Состав экспертной комиссии формируется и утверждается Правительством Челябинской области. Комиссия состоит из председателя, секретаря и членов комиссии (не менее 5 человек - специалистов). В состав комиссии входят по согласованию представители государственных органов Челябинской области, территориальных органов исполнительной власти, входящих в систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области. Заседание экспертной комиссии считается правомочным при наличии не менее двух третей ее состава.

Экспертная комиссия проводит свои заседания по мере поступления запросов об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Срок рассмотрения материалов комиссией не может превышать 15 суток со дня их поступления.

Решение комиссии о признании либо об отказе в признании объекта (территории, помещения) местом, в котором не допускается нахождение детей, принимается простым большинством голосов. Выводы комиссии оформляются в виде заключения, подписанного председателем. Заключение направляется инициатору запроса.

 

Статья 21-4. Порядок определения органами местного самоуправления мест, нахождение детей в которых не допускается

 

Органы местного самоуправления с учетом положений статьи 21-1 настоящего Закона вправе определять на территории соответствующего муниципального образования места, в которых нахождение детей не допускается.

 

Статья 22. Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор

Челябинской области

П.И.СУМИН

15.12.2002

г. Челябинск

N 125-ЗО от 28 ноября 2002 года

Закон Челябинской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области" от 28.11.2002 N 125-ЗО