Постановление Правительства Челябинской области от 02.09.2024 N 506-П "О Порядке установления и оценки применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений,аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, содержащихся в нормативных правовых актах Челябинской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Челябинской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02.09.2024 г. N 506-П
г. Челябинск
О Порядке установления и оценки
применения обязательных требований,
связанных с осуществлением предпринимательской
и иной экономической деятельности, оценка
соблюдения которых осуществляется в рамках
государственного контроля (надзора), привлечения
к административной ответственности,
предоставления лицензий и иных разрешений,
аккредитации, оценки соответствия продукции,
иных форм оценок и экспертиз, содержащихся в
нормативных правовых актах Челябинской области,
в том числе оценки фактического воздействия
указанных нормативных правовых актов
Челябинской области
В соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", Законом Челябинской области "О нормативных правовых актах Челябинской области"
Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, содержащихся в нормативных правовых актах Челябинской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Челябинской области.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области А.Л. Текслер
Утвержден
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 2 сентября 2024 г. N 506-П
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований,
связанных с осуществлением предпринимательской
и иной экономической деятельности, оценка соблюдения
которых осуществляется в рамках государственного контроля
(надзора), привлечения к административной ответственности,
предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации,
оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз,
содержащихся в нормативных правовых актах
Челябинской области, в том числе оценки фактического
воздействия указанных нормативных правовых актов
Челябинской области
1. Настоящий Порядок установления и оценки применения обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, содержащихся в нормативных правовых актах Челябинской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов Челябинской области (далее именуется - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон N 247-ФЗ), Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Законом Челябинской области от 29.06.2022 г. N 621-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области".
2. В целях реализации настоящего Порядка используются следующие основные понятия и определения:
1) обязательные требования - содержащиеся в нормативных правовых актах Челябинской области требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз;
2) исполнительный орган - исполнительный орган Челябинской области, осуществляющий полномочия в соответствующих сферах общественных отношений, в том числе разработку проекта нормативного правового акта Челябинской области, содержащего обязательные требования (далее именуется - нормативный правовой акт), и (или) государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, оценку соответствия продукции, иные формы оценки и экспертизы;
3) орган, уполномоченный на контроль за качеством проведения оценки применения обязательных требований, - исполнительный орган Челябинской области, ответственный за развитие процедуры оценки применения обязательных требований (далее именуется - оценка применения), в том числе оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (далее именуется - ОФВ), выполняющий функции информационного и методического обеспечения оценки применения, а также осуществляющий подготовку заключений о достижении целей введения обязательных требований и заключений об ОФВ.
3. Органом, уполномоченным на контроль за качеством проведения оценки применения обязательных требований, является Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - уполномоченный орган).
4. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами в соответствии с нормами Федерального закона N 247-ФЗ.
5. При установлении обязательных требований должны быть соблюдены принципы установления и оценки применения обязательных требований, установленные Федеральным законом N 247-ФЗ, и определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
5) исполнительные органы, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
6. При установлении и оценке применения обязательных требований такие обязательные требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ, а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.
7. Оценка применения, в том числе ОФВ, проводится в целях комплексной оценки системы обязательных требований в соответствующей сфере общественных отношений, содержащихся в нормативных правовых актах, оценки достижения целей введения обязательных требований, выявления избыточных обязательных требований.
8. Уполномоченный орган ежегодно (в 2024 году - до 20 сентября, начиная с 2025 года - до 1 апреля) составляет план проведения оценки применения по форме, установленной уполномоченным органом. При формировании плана проведения оценки применения учитываются сроки действия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования. В случае если у нормативного правового акта установлен срок действия, в план проведения оценки применения на очередной год включаются те нормативные правовые акты, срок действия которых истекает в году, следующем за текущим.
9. В план проведения оценки применения нормативные правовые акты, срок действия которых не установлен, включаются в случае наличия данных о возникновении избыточных расходов на соблюдение обязательных требований у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также недостижении целей регулирования, установленных при проведении оценки регулирующего воздействия (далее именуется - ОРВ).
10. Оценка применения проводится исполнительным органом в отношении нормативных правовых актов, включенных уполномоченным органом в план проведения оценки применения, в сроки, установленные планом проведения оценки применения.
11. Результаты проведения оценки применения исполнительный орган отражает в докладе о достижении целей введения обязательных требований в сроки, установленные планом проведения оценки применения, по форме, установленной уполномоченным органом. В доклад о достижении целей введения обязательных требований включаются следующие сведения:
1) реквизиты нормативных правовых актов;
2) оценка эффективности введения обязательных требований;
3) информация о плановых и фактических значениях индикативных показателей достижения целей регулирования (при наличии). Приводятся также методики произведенных расчетов и источники использованных данных;
4) вывод о достижении или недостижении целей введения обязательных требований;
5) вывод об учете принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также его обоснование;
6) выявленные избыточные обязательные требования (при наличии);
7) вывод о целесообразности или нецелесообразности проведения ОФВ.
12. Доклад о достижении целей введения обязательных требований размещается исполнительным органом для публичных консультаций на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее именуется - официальный сайт) в течение 5 рабочих дней со дня его подготовки. Срок проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований составляет не менее 20 рабочих дней.
13. По итогам публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований исполнительный орган в течение 5 рабочих дней со дня завершения публичных консультаций составляет сводку всех поступивших предложений по форме, установленной уполномоченным органом, с указанием результатов их рассмотрения и обоснованием в случае отказа от учета предложений.
14. Сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований (далее именуется - сводка предложений) размещается на официальном сайте в течение 5 рабочих дней со дня ее составления.
Доклад о достижении целей введения обязательных требований и сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований (далее именуются - документы) направляются исполнительным органом в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня составления сводки предложений по результатам проведения публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований.
15. В случае неполноты комплекта документов и (или) нарушения порядка проведения оценки применения обязательных требований уполномоченный орган возвращает документы исполнительному органу на доработку без подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований в течение 5 рабочих дней с даты их поступления от исполнительного органа с указанием причин возврата.
Исполнительный орган устраняет выявленные нарушения в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов от уполномоченного органа, после чего повторно направляет уполномоченному органу документы для подготовки заключения о достижении целей введения обязательных требований.
16. Уполномоченный орган готовит заключение о достижении целей введения обязательных требований по форме, установленной уполномоченным органом, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления доклада о достижении целей введения обязательных требований и сводки предложений.
Уполномоченный орган оценивает доклад о достижении целей введения обязательных требований на предмет соблюдения требований к форме и содержанию, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам оценки применения обязательных требований, на предмет соблюдения требований настоящего Порядка, а сводку предложений - на предмет наличия в ней информации о поступивших предложениях и (или) замечаниях по результатам публичных консультаций по докладу о достижении целей введения обязательных требований и урегулирования разногласий.
17. В заключении о достижении целей введения обязательных требований уполномоченный орган отражает:
комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных отношений;
оценку достижения целей введения обязательных требований;
выявленные избыточные обязательные требования.
18. В случае несогласия с выводами, указанными в докладе о достижении целей введения обязательных требований, или невозможности верификации данных, указанных в докладе о достижении целей введения обязательных требований, на основе которых исполнительным органом были сделаны соответствующие выводы, уполномоченный орган делает один из следующих выводов:
о нецелесообразности продления сроков действия регулирования;
о необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт;
о необходимости проведения ОФВ.
19. ОФВ нормативных правовых актов проводится исполнительным органом в сроки, установленные планом проведения оценки применения. Результаты проведения ОФВ исполнительный орган отражает в отчете об ОФВ по форме, установленной уполномоченным органом. Отчет об ОФВ размещается исполнительным органом на официальном сайте для проведения публичных консультаций в течение 5 рабочих дней со дня его подготовки.
20. В отчет об ОФВ включаются следующие сведения:
реквизиты нормативного правового акта;
сведения о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта и ее результатах;
анализ прогнозных и фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования, в том числе расчет фактических затрат субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательных требований;
оценка соблюдения принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
результаты предыдущих ОФВ данного нормативного правового акта (при наличии);
иные сведения, которые позволяют оценить фактическое воздействие нормативного правового акта.
21. Срок проведения публичных консультаций по отчету об ОФВ составляет не менее 20 рабочих дней.
22. По итогам публичных консультаций по отчету об ОФВ исполнительный орган в течение 5 рабочих дней со дня завершения публичных консультаций составляет сводку всех поступивших предложений по форме, установленной уполномоченным органом, с указанием результатов их рассмотрения.
23. Сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по отчету об ОФВ размещается на официальном сайте в течение 5 рабочих дней со дня ее составления.
Отчет об ОФВ и сводка предложений по результатам проведения публичных консультаций по отчету об ОФВ (далее именуются - материалы) направляются исполнительным органом в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня составления сводки предложений по результатам проведения публичных консультаций по отчету об ОФВ.
24. В случае неполноты комплекта материалов и (или) нарушения порядка проведения ОФВ уполномоченный орган возвращает материалы исполнительному органу на доработку без подготовки заключения об ОФВ в течение 5 рабочих дней с даты их поступления от исполнительного органа с указанием причин возврата.
Исполнительный орган устраняет выявленные нарушения в течение 15 рабочих дней со дня поступления материалов от уполномоченного органа, после чего повторно направляет уполномоченному органу материалы для подготовки заключения об ОФВ.
25. Уполномоченный орган готовит заключение об ОФВ по форме, установленной уполномоченным органом, в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления отчета об ОФВ и сводки предложений по результатам проведения публичных консультаций по отчету об ОФВ.
26. В заключении об ОФВ отражаются выводы о наличии либо отсутствии в нормативном правовом акте положений, содержащих избыточные обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, о соблюдении или несоблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ.