Закон Челябинской области от 02.09.2025 N 130-ЗО "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области"

ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О некоторых вопросах правового регулирования организации
местного самоуправления в Челябинской области
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 20 марта 2025 года N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Федеральный закон) регулирует отдельные правоотношения, связанные с организацией местного самоуправления в Челябинской области.
Статья 2. Муниципальные образования в Челябинской области
Местное самоуправление осуществляется на территории Челябинской области в муниципальных округах и городских округах.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 3. Наименования органов местного самоуправления и глав муниципальных образований
Установить следующие наименования органов местного самоуправления и глав муниципальных образований:
1) представительного органа муниципального округа, городского округа, за исключением Челябинского городского округа и Магнитогорского городского округа Челябинской области, - Собрание депутатов с указанием наименования муниципального образования либо сокращенной формы наименования муниципального образования;
2) представительного органа Челябинского городского округа - Челябинская городская Дума;
3) представительного органа Магнитогорского городского округа Челябинской области - Магнитогорское городское Собрание депутатов;
4) главы муниципального образования - глава с указанием наименования муниципального образования либо сокращенной формы наименования муниципального образования;
5) местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) - администрация с указанием наименования муниципального образования либо сокращенной формы наименования муниципального образования.
В соответствии с уставом муниципального образования допускается написание наименования главы муниципального образования и (или) наименования местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) с прописной буквы.
Статья 4. Порядок избрания главы муниципального образования
1. Глава муниципального округа избирается представительным органом муниципального округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
2. Глава городского округа, за исключением главы Челябинского городского округа, избирается представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
3. Глава Челябинского городского округа избирается Челябинской городской Думой из числа кандидатов, представленных Губернатором Челябинской области, и возглавляет администрацию Челябинского городского округа.
Статья 5. Порядок предварительного рассмотрения Губернатором Челябинской области и представления Челябинской городской Думе кандидатов на должность главы Челябинского городского округа
Порядок предварительного рассмотрения Губернатором Челябинской области и представления Челябинской городской Думе кандидатов на должность главы Челябинского городского округа устанавливается законом Челябинской области.
Статья 6. Требования к кандидату на должность главы муниципального образования
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть гражданин, который на день представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования не имеет в соответствии с законодательством об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации ограничений пассивного избирательного права и достиг возраста 21 года.
Статья 7. Требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
Установить учитываемые в условиях конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 4 настоящего Закона, требования, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления:
1) к уровню профессионального образования - наличие высшего профессионального образования;
2) к профессиональным знаниям - наличие следующих профессиональных знаний в области законодательства Российской Федерации и Челябинской области:
а) знание положений статьи 132 Конституции Российской Федерации;
б) знание Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" - в части принципов финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
в) знание Федерального закона - в части порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществления отдельных государственных полномочий, контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
г) знание Устава (Основного Закона) Челябинской области - в части предметов ведения и полномочий Челябинской области;
д) знание законов Челябинской области о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями - в части сфер общественных отношений, в которых органами местного самоуправления осуществляются переданные государственные полномочия;
3) к профессиональным навыкам - наличие навыков управленческой деятельности: опыт работы на руководящих должностях в организациях, государственных органах, органах местного самоуправления, а также деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем.
Статья 8. Критерии формирования в структуре местной администрации территориальных органов местной администрации
1. В целях наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, в структуре местной администрации могут быть сформированы территориальные органы местной администрации в соответствии со следующими критериями:
1) обеспечение пешеходной доступности до административного центра муниципального образования или до территориальных органов местной администрации и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования;
2) учет национальных и культурных традиций жителей населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
2. При формировании территориальных органов местной администрации в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, также принимается во внимание наличие транспортной доступности до административного центра муниципального образования или до территориальных органов местной администрации и обратно транспортом общего пользования в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
Статья 9. Порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях представительного органа муниципального образования
1. Уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами может предусматриваться порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях представительного органа муниципального образования, которое обеспечивается с помощью электронных и иных технических средств.
2. Председатель представительного органа муниципального образования вправе принять решение о проведении заседания представительного органа муниципального образования с дистанционным участием депутатов в исключительных случаях, установленных муниципальным правовым актом.
Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 10. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Челябинской области
1. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, предусмотренные частью 2 статьи 32 Федерального закона, могут быть перераспределены законом Челябинской области для осуществления органами государственной власти Челябинской области.
2. Полномочия, предусмотренные частью 3 статьи 32 Федерального закона, в целях обеспечения жизнедеятельности населения могут быть перераспределены законом Челябинской области для осуществления органами местного самоуправления.
Статья 11. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами Челябинской области в порядке, установленном Федеральным законом.
Глава 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 12. Порядок взаимодействия органов государственной власти Челябинской области с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Челябинской области"
1. Взаимодействие органов государственной власти Челябинской области с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Челябинской области" (далее - Совет муниципальных образований) основывается на принципах добровольности, сотрудничества и партнерства, гласности, согласованности интересов при решении общих задач, социальной ответственности, взаимного невмешательства в компетенцию и деятельность органов государственной власти Челябинской области и Совета муниципальных образований.
2. К полномочиям Законодательного Собрания Челябинской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований относятся:
1) осуществление обмена с Советом муниципальных образований статистическими, аналитическими и иными материалами и информацией по вопросам местного самоуправления;
2) назначение представителя Законодательного Собрания Челябинской области в Совет муниципальных образований.
Представитель Законодательного Собрания Челябинской области в Совет муниципальных образований назначается постановлением Законодательного Собрания Челябинской области из числа депутатов Законодательного Собрания Челябинской области.
3. К полномочиям Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований относятся:
1) осуществление обмена с Советом муниципальных образований статистическими, аналитическими и иными материалами и информацией по вопросам местного самоуправления;
2) создание условий для доступа Совета муниципальных образований к информации о реализации полномочий органов государственной власти Челябинской области в области местного самоуправления;
3) оказание Совету муниципальных образований правовой, методической и организационной помощи;
4) назначение представителей Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области в Совет муниципальных образований.
Представитель Губернатора Челябинской области в Совет муниципальных образований назначается распоряжением Губернатора Челябинской области.
Представитель Правительства Челябинской области в Совет муниципальных образований назначается распоряжением Правительства Челябинской области.
4. К полномочиям иных исполнительных органов Челябинской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований относятся:
1) осуществление обмена с Советом муниципальных образований статистическими, аналитическими и иными материалами и информацией по вопросам местного самоуправления;
2) оказание Совету муниципальных образований правовой, методической и организационной помощи.
5. Формами осуществления взаимодействия органов государственной власти Челябинской области с Советом муниципальных образований являются:
1) рассмотрение предложений Совета муниципальных образований по внесению изменений в нормативные правовые акты Челябинской области, регулирующие правоотношения с участием муниципальных образований Челябинской области;
2) участие представителей Совета муниципальных образований в деятельности комиссий, образованных органами государственной власти Челябинской области для разработки проектов нормативных правовых актов Челябинской области по вопросам местного самоуправления;
3) участие представителей Законодательного Собрания Челябинской области, Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области в работе Совета муниципальных образований;
4) участие представителей Совета муниципальных образований в работе консультативных советов, конференциях, семинарах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам местного самоуправления, организуемых органами государственной власти Челябинской области;
5) проведение совместных обучающих тематических семинаров, методических консультаций и научно-практических конференций по проблемам развития местного самоуправления;
6) предоставление информации о деятельности Совета муниципальных образований по запросам органов государственной власти Челябинской области;
7) предоставление Совету муниципальных образований информационно-аналитических, методических, справочных и иных материалов по вопросам местного самоуправления, в том числе материалов, необходимых для подготовки ежегодного доклада о состоянии и развитии местного самоуправления в Челябинской области;
8) иные формы взаимодействия, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Челябинской области.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 10 настоящего Закона, которая вступает в силу с 1 января 2027 года.
Губернатор
Челябинской области А.Л. Текслер
N 130-ЗО от 02.09.2025 г.
