Закон Челябинской области от 29.11.2012 N 421-ЗО "Об отходах производства и потребления"
29 ноября 2012 года | N 421-ЗО |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об отходах производства и потребления
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Челябинской области
от 29 ноября 2012 г. N 1245
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон разграничивает полномочия исполнительных органов Челябинской области и определяет формы стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) на территории Челябинской области, содержание и порядок заключения соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между исполнительным органом Челябинской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами, и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - соглашение), случай, в котором потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов (далее - раздельное накопление твердых коммунальных отходов).
Статья 2. Полномочия исполнительных органов Челябинской области в сфере обращения с отходами
1. К полномочиям Правительства Челябинской области в сфере обращения с отходами относятся:
1) осуществление нормативного правового регулирования отношений в сфере обращения с отходами;
2) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
3) утверждение государственных программ Челябинской области в сфере обращения с отходами;
4) участие в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Челябинской области;
5) координация деятельности исполнительных органов Челябинской области в сфере обращения с отходами;
6) утверждение порядка ведения регионального кадастра отходов Челябинской области.
7) утверждение правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор);
8) утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);
9) исключен. - Закон Челябинской области от 05.10.2021 N 439-ЗО;
10) утверждение региональных программ в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
2. К полномочиям исполнительного органа Челябинской области, уполномоченного в сфере обращения с отходами, относятся:
1) разработка и реализация государственных программ Челябинской области в сфере обращения с отходами;
2) участие в разработке и выполнении федеральных программ в сфере обращения с отходами;
3) исключен. - Закон Челябинской области от 05.10.2021 N 443-ЗО;
4) участие в организации обеспечения доступа к информации в сфере обращения с отходами;
5) ведение регионального кадастра отходов Челябинской области в порядке, установленном Правительством Челябинской области.
6) разработка и реализация региональных программ в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
7) утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
8) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору);
9) формирование предложений по определению в стратегии социально-экономического развития Челябинской области прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;
10) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
11) разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами;
11-1) подготовка заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний заинтересованных федеральных органов исполнительной власти к проекту территориальной схемы обращения с отходами;
12) проведение конкурсного отбора региональных операторов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
13) согласование условий проведения торгов по формированию цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для региональных операторов в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
14) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
15) контроль за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов;
16) регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
17) выявление объектов накопленного вреда окружающей среде в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
18) организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
19) заключение соглашений.
20) утверждение формы маршрутного журнала, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов.
21) определение способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждение порядка выбора способа расчета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и (или) потребителем услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
3. К полномочиям исполнительного органа Челябинской области, уполномоченного в сфере тарифного регулирования, относятся:
1) утверждение предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
2) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
3) утверждение инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
4) утверждение производственных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
5) утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Статья 2-1. Случай, в котором потребители обязаны осуществлять раздельное накопление твердых коммунальных отходов
На территории Челябинской области потребители обязаны осуществлять раздельное накопление твердых коммунальных отходов в случае, если в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов установлены отдельные контейнеры для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Статья 3. Стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами
Стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами осуществляется органами государственной власти Челябинской области в следующих формах:
1) разработка и реализация государственных программ Челябинской области в сфере обращения с отходами;
2) предоставление организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере обращения с отходами, льгот по налогу на имущество организаций, снижение ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, в соответствии с законодательством Челябинской области;
3) предоставление субъектам инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области субсидий за счет средств областного бюджета на реализацию инновационных проектов, направленных на утилизацию и переработку отходов, в порядке и на условиях, установленных Правительством Челябинской области;
3-1) предоставление юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим обработку и захоронение твердых коммунальных отходов, региональным операторам субсидий за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Челябинской области;
4) в иных формах, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Статья 3-1. Содержание соглашения
1. Соглашение должно содержать:
1) полное и сокращенное наименования сторон, реквизиты сторон (основной государственный регистрационный номер, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика), сведения о лицах, уполномоченных заключать соглашение от имени сторон, контактные телефоны сторон (при наличии);
2) предмет соглашения;
3) сведения о зоне деятельности регионального оператора и направлениях транспортирования отходов в пределах этой зоны в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
4) срок действия соглашения;
5) права и обязанности сторон;
6) сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов;
7) сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора региональных операторов складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах;
8) сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено территориальной схемой обращения с отходами;
9) срок, на который присваивается статус регионального оператора;
10) значение приведенной стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемой региональным оператором, а также критерии качества оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором и значения указанных критериев;
11) условие об обязательном предоставлении региональным оператором на каждый год срока действия соглашения со дня его заключения в обеспечение исполнения обязательств по соглашению безотзывной банковской гарантии, соответствующей требованиям, установленным документацией о конкурсном отборе региональных операторов и соглашением, включая требования в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии; соглашение должно содержать также сведения о размере, порядке и сроке предоставления обеспечения исполнения обязательств по соглашению;
12) условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, включая размеры, условия, порядок и сроки выплаты неустойки за нарушение обязательств по соглашению;
13) основания и порядок изменения и расторжения соглашения.
2. Соглашение помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи условий может содержать иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3-2. Порядок заключения соглашения
1. Соглашение заключается с победителем (единственным участником) конкурсного отбора региональных операторов в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами.
2. Исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола о результатах проведения конкурсного отбора региональных операторов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов направляет победителю конкурсного отбора региональных операторов проект соглашения для подписания.
В случае, если на конкурсный отбор региональных операторов подана только одна заявка, отвечающая требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и документацией о конкурсном отборе региональных операторов, исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в течение 15 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе региональных операторов направляет подавшему такую заявку единственному участнику конкурсного отбора региональных операторов проект соглашения для подписания.
Соглашение должно быть подписано победителем (единственным участником) конкурсного отбора региональных операторов и представлено для подписания в исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в срок не позднее 15 рабочих дней со дня направления победителю (единственному участнику) конкурсного отбора региональных операторов проекта соглашения.
3. Исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в течение 15 рабочих дней со дня получения подписанного победителем (единственным участником) конкурсного отбора региональных операторов соглашения подписывает его и в течение пяти рабочих дней со дня его подписания направляет второй экземпляр подписанного соглашения победителю (единственному участнику) конкурсного отбора региональных операторов.
4. В случае, если в течение 15 рабочих дней со дня направления проекта соглашения победитель (единственный участник) конкурсного отбора региональных операторов не представил в исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, подписанное соглашение, указанный исполнительный орган Челябинской области проводит новый конкурсный отбор региональных операторов.
Статья 3-3. Переходные положения
1. Исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в случае признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, вправе без проведения конкурсного отбора региональных операторов присвоить в порядке, установленном указанным исполнительным органом, статус регионального оператора на срок, не превышающий одного года с даты присвоения статуса регионального оператора, и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон) присвоен статус регионального оператора, а при отказе такого юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
До 31 декабря 2024 года исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, в случае признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, и при отсутствии возможности заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с Федеральным законом присвоен статус регионального оператора, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить в порядке, установленном указанным исполнительным органом, статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора региональных операторов и заключить соответствующее соглашение в порядке очередности с:
юридическим лицом, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области;
иным юридическим лицом, которое имеет государственную регистрацию на территории Челябинской области, лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и в отношении которого не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
В течение трех месяцев с даты присвоения статуса регионального оператора исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, с учетом анализа причин признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, утверждает план мероприятий по устранению причин, послуживших основанием для признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности (далее в настоящей части - план мероприятий). При этом план мероприятий не утверждается, если причины, послужившие основанием для признания конкурсного отбора региональных операторов несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, не требуют реализации каких-либо мероприятий.
План мероприятий до его утверждения подлежит направлению на рассмотрение российскому экологическому оператору, который в случае необходимости в течение двадцати дней с даты поступления на рассмотрение плана мероприятий направляет в исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, рекомендации по его корректировке.
Реализация плана мероприятий осуществляется исполнительным органом Челябинской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами, в установленные в указанном плане сроки. В течение тридцати дней с даты окончания реализации плана мероприятий исполнительный орган Челябинской области, уполномоченный в сфере обращения с отходами, направляет отчет о его реализации российскому экологическому оператору.
В случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенного с таким региональным оператором по результатам торгов, по итогам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязаны осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов на условиях указанного договора до начала оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов лицом, заключившим договор на транспортирование твердых коммунальных отходов с новым региональным оператором, но в течение срока, не превышающего срока действия договора с региональным оператором, досрочно прекратившим деятельность. При этом юридическое лицо, которому присвоен статус регионального оператора в соответствии с абзацами первым и вторым настоящей части, обязано оплачивать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на условиях указанного договора.
2. В случае, если исполнительным органом Челябинской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами, право, указанное в части 1 настоящей статьи, не может быть реализовано, Челябинская область вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории Челябинской области этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным исполнительным органом Челябинской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
3. До 1 января 2026 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению исполнительного органа Челябинской области, уполномоченного в сфере обращения с отходами, могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области.
Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Челябинской области
М.В.ЮРЕВИЧ
11.12.2012
г. Челябинск
N 421-ЗО от 29 ноября 2012 года