Правовые акты Челябинской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Челябинской области от 25.05.2006 N 22-ЗО "Устав (Основной Закон) Челябинской области"

 

Зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 5 июля 2006 г. N RU74000200600133

 

25 мая 2006 года

N 22-ЗО

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

УСТАВ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Челябинской области

от 25 мая 2006 г. N 135

 

Мы, депутаты законодательного органа Челябинской области (далее - законодательный орган области), полномочные представители населения Челябинской области - субъекта Российской Федерации, сознавая свою ответственность за судьбы проживающих на территории Челябинской области людей, проявляя уважение к истории и традициям Южного Урала, признавая права и свободы человека как высшие ценности, стремясь обеспечить достойную жизнь, гражданский мир и согласие, равные права российских граждан, признавая, что Российская Федерация - Россия может существовать в настоящем и будущем только как демократическое, федеративное правовое социальное государство с республиканской формой правления, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором, международными правовыми нормами, принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Челябинской области (далее - Устав области) в качестве государственно-правовой основы ее социально-экономической, политической и культурной жизни.

 

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1

 

1. Челябинская область - субъект Российской Федерации.

2. Статус Челябинской области (далее - область) определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

3. Область строит взаимоотношения с Российской Федерацией и другими ее субъектами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом исходя из принципов взаимного уважения и ответственности, равноправия субъектов Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий.

4. Область в целях улучшения социально-экономического развития и благосостояния населения обладает самостоятельностью в той мере, в какой она не нарушает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

5. Статус области не может быть изменен без ее согласия. Изменение статуса и наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в соответствии с законодательством Российской Федерации только на основе прямого волеизъявления большинства граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории области, обладающих правом на участие в референдуме.

 

Статья 2

 

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

2. В области признается и гарантируется осуществление всех прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом, общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

4. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

5. В области признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной.

6. В области признается многопартийность. Все общественные объединения равны перед законом.

7. В области гарантируется свобода вероисповедания, отправления религиозных обрядов.

 

Статья 3

 

1. В области создаются возможности для удовлетворения экономических, образовательных, культурных и иных потребностей проживающих на ее территории национальных меньшинств.

2. Органы государственной власти Челябинской области (далее - органы государственной власти области) обеспечивают сохранение, становление и развитие национальных, этнических и культурных традиций области.

 

Статья 4

 

1. Источником власти в области являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории области.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, осуществляют свою власть как непосредственно (путем волеизъявления на референдуме, выборах), так и через органы государственной власти области или органы местного самоуправления.

3. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, их должностные лица обеспечивают государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и области.

 

Статья 5

 

1. В области признаются и защищаются равным образом все формы собственности.

2. Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности населения, проживающего на территории области.

3. Область признает и гарантирует на своей территории единство экономического пространства Российской Федерации и свободу экономической деятельности.

 

Статья 6

 

1. Область входит в состав Российской Федерации и неотделима от нее.

2. На территорию области распространяется суверенитет Российской Федерации.

3. Исключена. - Закон Челябинской области от 07.06.2022 N 609-ЗО.

 

Статья 7

 

1. Территория области является составной частью единой территории Российской Федерации.

2. Границы области могут быть изменены лишь по взаимному соглашению между областью и субъектами Российской Федерации, имеющими общие границы с областью.

Статус и режим части границы области, совпадающей с российско-казахстанской границей, определяются федеральным законом.

3. Соглашение об изменении границ между областью и субъектами Российской Федерации, имеющими общие границы с областью, утверждается законодательным органом области.

4. Изменение границ области утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Административно-территориальное устройство области регулируется законодательством области.

 

Статья 8

 

1. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

3. Систему органов государственной власти области составляют:

1) законодательный орган области - Законодательное Собрание Челябинской области (далее - Законодательное Собрание);

2) высшее должностное лицо области - Губернатор Челябинской области (далее - Губернатор области);

3) высший исполнительный орган области - Правительство Челябинской области (далее - Правительство области);

4) иные исполнительные органы области, образуемые Губернатором области в соответствии с системой исполнительных органов области.

4. Исключена. - Закон Челябинской области от 07.06.2022 N 609-ЗО.

4-1. Мировые судьи области осуществляют свою деятельность на судебных участках в пределах судебного района, расположенного на территории области, в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами области.

5. Образование, формирование, деятельность органов государственной власти области, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой, с иными государственными органами области, федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, а также с органами местного самоуправления основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом, законами области и иными нормативными правовыми актами области.

 

Статья 9

 

Законодательное Собрание обладает правом законодательной инициативы в государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Статья 10

 

1. В области признается и гарантируется местное самоуправление.

2. Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Челябинской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 

Статья 11

 

1. Область вправе самостоятельно заключать с другими субъектами Российской Федерации договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

2. Международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению области, заключаются по согласованию с органами государственной власти области.

 

Глава II. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ ОБЛАСТИ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

 

Статья 12

 

Полномочия органов государственной власти области определяются:

1) Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, законами области - при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) настоящим Уставом, принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами области - при осуществлении полномочий по предметам ведения области, находящихся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями - при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации в части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных для осуществления органам исполнительной власти области.

 

Статья 13. Исключена с 01.01.2023. - Закон Челябинской области от 07.06.2022 N 609-ЗО.

 

Статья 14

 

1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область принимает законы области и иные нормативные правовые акты области.

2. По проекту федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, Законодательное Собрание вправе представить поправки.

3. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия федеральным конституционным законам, федеральным законам положений указанных нормативных правовых актов области действуют положения федерального конституционного закона, федерального закона.

4. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, область вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты области подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом в течение трех месяцев после дня его официального опубликования.

5. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов области и иных нормативных правовых актов области. В случае противоречия между федеральным законом и законом или иным нормативным правовым актом области, изданным по предметам ведения области, действует нормативный правовой акт области.

 

Статья 15

 

В ведении области находятся:

1) принятие и изменение настоящего Устава, законов области и иных нормативных правовых актов области, контроль за их соблюдением и исполнением;

2) установление административно-территориального устройства области и порядка его изменения;

3) установление системы органов государственной власти области;

4) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

5) управление и распоряжение государственной собственностью области;

6) стратегическое планирование в области;

7) утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении;

8) утверждение бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - территориальный фонд обязательного медицинского страхования области) и отчетов о его исполнении;

9) введение в действие (прекращение действия) налогов и сборов, определение налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов, сборов, установление (отмена) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

10) регулирование вопросов государственной гражданской службы, отнесенных федеральным законом к ведению области;

11) установление наград области, почетных званий области, учреждение премий за особые заслуги перед областью;

12) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и области.

 

Статья 16

 

1. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами области могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, в порядке, установленном федеральным законом. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы области.

2. Исполнительные органы области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит настоящему Уставу, законам области и иным нормативным правовым актам области.

3. В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансового обеспечения, порядок осуществления контроля за осуществлением части полномочий, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

 

Статья 17

 

1. В случае возникновения разногласий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации или ее субъектов Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

В целях достижения согласованного решения Законодательное Собрание и Губернатор области могут обращаться в Государственный Совет Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области, а также между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, в том числе по вопросам передачи полномочий между указанными органами.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации споры о компетенции между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации, а также между высшими государственными органами области разрешаются Конституционным Судом Российской Федерации.

 

Глава III. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УСТРОЙСТВО ОБЛАСТИ

 

Статья 18

 

1. Область образована постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года.

2. Административным центром области является город Челябинск.

 

Статья 19

 

1. Существующие границы области установлены постановлением Президиума ВЦИК от 17 января 1934 года, постановлением Президиума ВЦИК от 8 января 1935 года, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 февраля 1943 года.

2. Официальными документами, закрепляющими границы области, являются:

1) на участках границы области, являющихся участками российско-казахстанской границы, - международные договоры Российской Федерации, федеральные законы;

2) на участках границ области, являющихся участками границ сопредельных субъектов Российской Федерации, - описание границ области и соответствующие картографические материалы, являющиеся приложением к соглашениям о границах, заключаемым между областью и сопредельными субъектами Российской Федерации.

3 - 4. Исключены. - Закон Челябинской области от 02.10.2018 N 771-ЗО.

 

Статья 20

 

1. Органы государственной власти области самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства области.

2. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, а также иные вопросы административно-территориального устройства области регулируются законодательством области.

3. Порядок образования и упразднения, определение статуса и наименование закрытых административно-территориальных единиц, а также наименование и переименование населенных пунктов и административно-территориальных единиц осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

 

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

 

Статья 21

 

Экономическую основу деятельности органов государственной власти области составляют находящиеся в государственной собственности области имущество, а также имущественные права области, средства областного бюджета, средства территориального фонда обязательного медицинского страхования области.

 

Статья 22

 

1. Государственная собственность области является формой государственной собственности в Российской Федерации.

2. Органы государственной власти области самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в государственной собственности области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Уставом, законами области и иными нормативными правовыми актами области.

3. В государственной собственности области может находиться:

1) имущество, предназначенное для осуществления полномочий органов государственной власти области по предметам ведения области, полномочий органов государственной власти области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых органами государственной власти области самостоятельно за счет средств областного бюджета;

2) имущество, предназначенное для осуществления полномочий, установленных федеральными законами и осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета;

3) имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий, возложенных на исполнительные органы области федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями;

4) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных органов области, государственных гражданских служащих области, работников государственных органов области, работников государственных унитарных предприятий области и работников государственных учреждений области в соответствии с законами области.

5) иное имущество, предназначенное для осуществления органами государственной власти области своих задач и публичных функций.

 

Статья 23

 

1. Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области, в том числе акциями (долями участия, паями) области в уставных (складочных) капиталах организаций, устанавливается законом области.

1-1. По вопросам учета имущества области принимается закон области.

1-2. Порядок и условия приватизации имущества области устанавливаются законом области и иными нормативными правовыми актами области в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

2. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности области, за исключением имущества, закрепленного за Законодательным Собранием, осуществляется Правительством области в соответствии с законами области.

 

Статья 24

 

1. В области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации любых форм предпринимательской деятельности, создаются условия для обеспечения свободы экономической деятельности, поддержки конкуренции, свободного перемещения товаров, финансовых средств и иного имущества.

2. На территории области запрещается вводить не предусмотренные законом ограничения для хозяйственной деятельности организаций и граждан.

 

Статья 25

 

1. Органы государственной власти области осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства в социально значимых сферах путем установления соответствующей налоговой и бюджетной политики.

2. Органы государственной власти области осуществляют мероприятия в сфере защиты прав потребителей в пределах своих полномочий.

 

Статья 26

 

Цели и механизм осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти области определяются федеральными законами и законами области.

 

Статья 27

 

Доходы областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования области формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

 

Статья 28

 

Областной бюджет и бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования области утверждаются и исполняются органами государственной власти области самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

 

Статья 29

 

1. Средства областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования области направляются на финансирование расходных обязательств области.

2. Органы государственной власти области не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

 

Статья 30. Исключена. - Закон Челябинской области от 30.04.2009 N 427-ЗО.

 

Статья 31

 

Органы государственной власти области в пределах своей компетенции самостоятельно реализуют бюджетную политику в соответствии с федеральными законами и законами области.

 

Глава V. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

 

Статья 32

 

1. Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

Порядок проведения и обеспечения выборов в органы государственной власти области, а также областного и местных референдумов устанавливается законодательством Российской Федерации и области.

2. Органы государственной власти области имеют право выносить на общественное обсуждение общественно значимые для области вопросы, проекты нормативных правовых актов области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области.

3 - 4. Исключены. - Закон Челябинской области от 07.06.2022 N 609-ЗО.

 

Статья 33

 

Жителям области обеспечивается право на коллективные и индивидуальные обращения в органы государственной власти области и органы местного самоуправления. Рассмотрение указанных обращений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 34

 

1. Референдум Челябинской области проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, законом области среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории области.

2. Местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

3. Исключена. - Закон Челябинской области от 30.04.2009 N 427-ЗО.

 

Статья 35

 

1. Выборы в органы государственной власти области, органы местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий указанных органов.

2. День голосования на выборах в органы государственной власти области, органы местного самоуправления устанавливается в соответствии с федеральным законом.

 

Статья 36

 

1. Выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии.

2. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти области, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

3. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти области и органы местного самоуправления, по проведению референдума Челябинской области и местного референдума устанавливаются законодательством Российской Федерации, области, уставами муниципальных образований.

 

Глава VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ОБЛАСТИ

 

Статья 37

 

1. Законодательное Собрание является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти области.

2. Законодательное Собрание является однопалатным органом.

3. Структура Законодательного Собрания состоит из президиума и комитетов, образуемых Законодательным Собранием, аппарата Законодательного Собрания.

4. Законодательное Собрание обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

5. Законодательное Собрание самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

6. Расходы на обеспечение деятельности Законодательного Собрания предусматриваются в областном бюджете отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

Статья 38

 

1. Законодательное Собрание состоит из 60 депутатов: 30 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам; 30 депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

2. Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, обладающими активным избирательным правом, в соответствии с законодательством Российской Федерации и области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

3. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий пассивным избирательным правом.

4. Законодательное Собрание является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

5. Порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания устанавливается законами области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Вновь избранное Законодательное Собрание собирается на первое заседание в течение тридцати дней со дня избрания Законодательного Собрания в правомочном составе.

 

Статья 39

 

1. Полномочия Законодательного Собрания, в том числе контрольные, определяются федеральными законами и законами области. При осуществлении контрольных полномочий Законодательное Собрание вправе заслушивать Губернатора области.

Абзац второй исключен. - Закон Челябинской области от 03.11.2020 N 229-ЗО.

Полномочия Законодательного Собрания могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

2. Решения Законодательного Собрания оформляются законами области и постановлениями Законодательного Собрания.

3. Законодательное Собрание может организовывать и проводить депутатские или общественные (публичные) слушания и общественное обсуждение общественно значимых для области вопросов, проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания.

4. Порядок принятия законов области и постановлений Законодательного Собрания устанавливается законом области и регламентом Законодательного Собрания в соответствии с федеральным законом.

 

Статья 40

 

1. Депутат Законодательного Собрания может осуществлять депутатскую деятельность в Законодательном Собрании на профессиональной (постоянной) основе.

2. Число депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе, устанавливается законом области.

3. Депутат Законодательного Собрания, избранный председателем Законодательного Собрания или первым заместителем председателя Законодательного Собрания, осуществляет депутатскую деятельность в Законодательном Собрании на профессиональной (постоянной) основе. В отношении иных депутатов Законодательного Собрания решение об осуществлении ими депутатской деятельности в Законодательном Собрании на профессиональной (постоянной) основе принимается Законодательным Собранием.

 

Статья 41

 

Статус депутата Законодательного Собрания регулируется законом области в соответствии с федеральными законами.

 

Статья 42

 

1. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются настоящим Уставом, законом области.

2. Гарантии неприкосновенности депутата Законодательного Собрания устанавливаются федеральным законом.

 

Статья 43

 

1. Возглавляет и организует работу Законодательного Собрания председатель Законодательного Собрания.

2. Порядок избрания председателя Законодательного Собрания, порядок сложения им своих полномочий, полномочия председателя Законодательного Собрания устанавливаются законом области и регламентом Законодательного Собрания.

 

Статья 44

 

1. Первый заместитель председателя Законодательного Собрания, заместители председателя Законодательного Собрания выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей.

2. Порядок избрания первого заместителя председателя Законодательного Собрания, заместителей председателя Законодательного Собрания, порядок сложения ими своих полномочий, осуществления деятельности устанавливаются законом области и регламентом Законодательного Собрания.

 

Статья 45

 

1. Комитеты Законодательного Собрания формируются, а их председатели, первые заместители и заместители председателей избираются из числа депутатов Законодательного Собрания на срок его полномочий.

2. Численный состав, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов Законодательного Собрания определяются Законодательным Собранием.

 

Статья 46

 

1. Право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит депутатам Законодательного Собрания, Губернатору области, Правительству области, Челябинскому областному суду, Арбитражному суду Челябинской области, прокурору Челябинской области, представительным органам муниципальных образований, Контрольно-счетной палате Челябинской области, а также избирательной комиссии Челябинской области по вопросам ее ведения.

2. Законопроекты вносятся в Законодательное Собрание в установленном регламентом Законодательного Собрания порядке.

3. Законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

4. Законопроекты об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, рассматриваются Законодательным Собранием только по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения, которое представляется в Законодательное Собрание не позднее чем за 20 календарных дней до рассмотрения законопроекта Законодательным Собранием.

 

Статья 47

 

1. Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности Законодательного Собрания, оказания помощи комитетам и депутатам Законодательное Собрание образует аппарат. Положение об аппарате Законодательного Собрания утверждается Законодательным Собранием.

2. Структура аппарата Законодательного Собрания определяется Законодательным Собранием.

 

Глава VII. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ОБЛАСТИ

 

Статья 48

 

1. Высшим исполнительным органом области является Правительство области. Правительство области является постоянно действующим органом исполнительной власти области.

2. Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

3. Правительство области:

1) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

2) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие области;

4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории области, их языков и культуры, защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

5) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

6) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;

7) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

8) разрабатывает проект областного бюджета;

9) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении областного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства области, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области для представления их в Законодательное Собрание;

10) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

11) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства области, и утверждает (одобряет) такие документы;

12) предлагает органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам области и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;

13) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом, законами области, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления исполнительным органам области отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

4. Полномочия и порядок деятельности Правительства области определяются законом области.

5. Правительство области формирует и возглавляет Губернатор области.

6. Исключена с 1 января 2015 года. - Закон Челябинской области от 23.10.2014 N 15-ЗО.

 

Статья 49

 

1. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Лицо, избранное Губернатором области, вступает в должность в десятидневный срок со дня регистрации избирательной комиссией Челябинской области избранного Губернатора области.

При вступлении в должность Губернатор области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, настоящему Уставу.

Губернатор области избирается сроком на пять лет, который исчисляется со дня принесения им присяги.

Губернатор области прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором области.

2. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3. Губернатор области в период исполнения своих полномочий не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенатором Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, иные государственные должности области или должности государственной гражданской службы области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Губернатор области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На Губернатора области распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Губернатор области представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Губернатор области не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. Губернатор области обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав области, законы области, а также исполнять нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4-1. Губернатор области руководит деятельностью Правительства области и иных исполнительных органов области.

5. Исключена. - Закон Челябинской области от 31.03.2010 N 544-ЗО.

6. Исключена с 1 мая 2013 года. - Закон Челябинской области от 28.03.2013 N 471-ЗО.

7. Исключена. - Закон Челябинской области от 23.06.2011 N 145-ЗО.

8. В случае, если Губернатор области не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (отпуск, служебная командировка), полномочия Губернатора области временно исполняет первый заместитель Губернатора области или заместитель Губернатора области в соответствии с установленным Губернатором области распределением обязанностей, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

9. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", до издания Президентом Российской Федерации указа о назначении временно исполняющего обязанности Губернатора области временное исполнение обязанностей Губернатора области осуществляет первый заместитель Губернатора области или заместитель Губернатора области в соответствии с установленным Губернатором области распределением обязанностей.

 

Статья 50

 

Губернатор области:

1) представляет область во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления в Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом он вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;

2) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании; подписывает и обнародует законы области; обеспечивает исполнение законов области, законность и правопорядок в области; вправе отклонять и возвращать на повторное рассмотрение законы области, принятые Законодательным Собранием;

3) наделяет полномочиями представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти области;

3-1) вносит в Законодательное Собрание кандидатуры на должности председателя и заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области;

4) участвует в формировании избирательной комиссии Челябинской области и взаимодействует с ней в соответствии с законодательством;

5) вносит представления к награждению государственными наградами Российской Федерации Президенту Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5-1) исключен с 1 марта 2014 года. - Закон Челябинской области от 30.01.2014 N 625-ЗО;

6) обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам государственной гражданской службы на территории области;

7) принимает постановления и издает распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции, подписывает договоры о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области и соглашения о передаче части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами области;

8) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного для Законодательного Собрания настоящим Уставом;

9) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса, в том числе и в закрытых заседаниях;

10) представляет на утверждение Законодательного Собрания проект стратегии социально-экономического развития области;

10-1) представляет на рассмотрение Законодательного Собрания ежегодный отчет о состоянии управления государственной собственностью области;

11) назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора области, заместителей Губернатора области, заместителя Губернатора области - руководителя Аппарата Губернатора и Правительства области, заместителя Губернатора области - министра;

11-1) - 11-2) исключены с 1 января 2015 года. - Закон Челябинской области от 23.10.2014 N 15-ЗО;

12) формирует и возглавляет Правительство области в соответствии с законодательством области, определяет основные направления деятельности Правительства области;

12-1) представляет в Законодательное Собрание ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

13) определяет систему и структуру исполнительных органов области; утверждает положения об исполнительных органах области, устанавливает их штатную численность в пределах утвержденных расходов в областном бюджете; применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначаемым им первым заместителям Губернатора области, заместителям Губернатора области, заместителю Губернатора области - руководителю Аппарата Губернатора и Правительства области, заместителю Губернатора области - министру, руководителям исполнительных органов области, их заместителям; утверждает состав коллегий при руководителях исполнительных органов области;

13-1) обеспечивает реализацию государственной политики в области противодействия коррупции;

14) утверждает регламент работы Губернатора области и регламент Правительства области; дает обязательные для исполнения поручения в адрес Правительства области и исполнительных органов области;

15) назначает на должность и освобождает от должности руководителей исполнительных органов области и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений Аппарата Губернатора и Правительства области и их заместителей, замещающих должности государственной гражданской службы области высшей группы должностей, определяет их функциональные обязанности;

16) дает согласие в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

17) организует взаимодействие и координацию деятельности исполнительных органов области и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам;

18) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;

19) принимает решение об отставке Правительства области и отдельных членов Правительства области. Вправе приостанавливать или отменять акты руководителей исполнительных органов области;

20) является участником бюджетного процесса и обладает бюджетными полномочиями, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации и области;

21) исключен. - Закон Челябинской области от 31.03.2010 N 544-ЗО;

22) утверждает, формирует, возглавляет совещательные, консультативные и иные органы при Губернаторе области;

23) награждает наградами области, присваивает почетные звания области, назначает пожизненное содержание за счет средств областного бюджета в порядке, определяемом Законодательным Собранием, присваивает классные чины государственным гражданским служащим области в порядке, установленном законом области;

24) исключен. - Закон Челябинской области от 07.06.2022 N 609-ЗО;

25) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

25-1) исключен. - Закон Челябинской области от 28.05.2021 N 371-ЗО;

25-2) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами области;

25-3) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом;

26) осуществляет иные полномочия, возложенные на него в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящим Уставом и законами области.

 

Статья 51

 

1. Полномочия Губернатора области не могут быть использованы без оснований, предусмотренных законодательством, для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти области и органов местного самоуправления.

2. Полномочия Губернатора области могут быть прекращены досрочно в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

 

Глава VIII. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ

(ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБЛАСТИ)

 

Статья 52

 

1. Нормативные правовые акты области составляют:

1) Устав области;

2) законы области;

3) постановления Законодательного Собрания нормативного характера;

4) постановления, распоряжения Губернатора области нормативного характера;

5) постановления, распоряжения Правительства области нормативного характера.

6) приказы, постановления исполнительных органов области нормативного характера, принимаемые в случаях, установленных федеральными законами и (или) законами области.

2. Устав области является основным законом области. Законы и иные нормативные правовые акты области не должны противоречить Уставу области. Устав области и законы области имеют высшую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам области.

 

Статья 53

 

1. Губернатор области, а в его отсутствие лицо, временно исполняющее обязанности Губернатора области, в течение 14 календарных дней со дня поступления закона области от Законодательного Собрания подписывает закон области и публикует его.

2. Губернатор области вправе отклонить направленный для подписания и опубликования закон области не позднее 14 календарных дней со дня поступления закона области. В случае отклонения закона области отклоненный закон возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

3. Если в течение 14 календарных дней со дня поступления от Законодательного Собрания принятого закона области Губернатор области отклонит его, то Законодательное Собрание вновь рассматривает данный закон в части замечаний, которые послужили основанием для отклонения закона области. Если при повторном рассмотрении закон области будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, то он не может быть повторно отклонен Губернатором области и подлежит обязательному подписанию и опубликованию Губернатором области, а в его отсутствие лицом, временно исполняющим обязанности Губернатора области.

 

Статья 54

 

Закон области вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом и (или) самим законом области не установлен иной порядок вступления его в силу.

Иной нормативный правовой акт области вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим нормативным правовым актом области не установлен иной порядок вступления его в силу.

 

Статья 55

 

1. Все законы области и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы области и иные нормативные правовые акты области применению не подлежат.

2. Официальным опубликованием Устава области, закона области, иного правового акта области считается первая публикация их полных текстов в периодических печатных изданиях, определенных в соответствии с законом области, или их первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

3. Первое размещение (опубликование) законов области и иных правовых актов области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания.

 

Статья 56

 

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, общественные объединения, организации, находящиеся или осуществляющие деятельность на территории области, обязаны соблюдать настоящий Устав, законы области и иные нормативные правовые акты области.

 

Статья 57

 

1. Законы области, иные нормативные правовые акты области, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Действие акта Губернатора области и действие акта исполнительного органа области могут быть приостановлены Президентом Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

 

Статья 58

 

1. В случае принятия органами государственной власти области нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти области несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

2. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате принятия не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту Российской Федерации акта органа государственной власти области, возмещаются в установленном порядке.

 

Глава IX. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ОБЛАСТИ

 

Статья 59

 

Судебная власть в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

 

Статья 59-1. Исключена с 1 марта 2014 года. - Закон Челябинской области от 30.01.2014 N 625-ЗО.

 

Глава X. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

 

Статья 60

 

1. Законодательное Собрание и исполнительные органы области взаимодействуют в установленных федеральным законом и законами области формах.

2. Правовые акты Губернатора области и Правительства области направляются в Законодательное Собрание в трехдневный срок после подписания.

3. Законы области, принятые Законодательным Собранием, направляются Губернатору области в течение пяти рабочих дней со дня их принятия, если иное не установлено законами области.

4. Законодательное Собрание вправе обратиться к Губернатору области или в Правительство области с предложением о внесении изменений соответственно в нормативные правовые акты Губернатора области, нормативные правовые акты Правительства области либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии указанных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации.

5. Губернатор области вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о внесении изменений в постановления Законодательного Собрания либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

 

Статья 61

 

1. На заседаниях Законодательного Собрания и его органов вправе присутствовать и выступать руководители исполнительных органов области или лица, уполномоченные указанными руководителями.

На заседаниях исполнительных органов области вправе присутствовать депутаты Законодательного Собрания либо по поручению Законодательного Собрания или его председателя работники аппарата Законодательного Собрания.

2. Депутаты Законодательного Собрания пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами исполнительных органов области.

 

Статья 62

 

Споры между Законодательным Собранием и Правительством области, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев либо в судебном порядке.

 

Глава XI. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ОБЛАСТИ

И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В ОРГАНАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

 

Статья 63

 

1. Для непосредственного исполнения полномочий органов государственной власти области и иных государственных органов области (далее - государственный орган области) устанавливаются следующие государственные должности области:

1) Губернатор области;

1-1) первый заместитель Губернатора области, заместитель Губернатора области, заместитель Губернатора области - руководитель Аппарата Губернатора и Правительства области, заместитель Губернатора области - министр;

2) председатель Законодательного Собрания;

3) первый заместитель председателя Законодательного Собрания;

4) заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель комитета Законодательного Собрания, первый заместитель председателя комитета Законодательного Собрания, заместитель председателя комитета Законодательного Собрания, депутат Законодательного Собрания;

4-1) - 4-3) исключены с 1 марта 2014 года. - Закон Челябинской области от 30.01.2014 N 625-ЗО;

5) председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области;

6) заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области;

6-1) аудитор Контрольно-счетной палаты Челябинской области;

7) председатель избирательной комиссии Челябинской области;

8) заместитель председателя избирательной комиссии Челябинской области;

9) член избирательной комиссии Челябинской области на постоянной (штатной) основе;

10) секретарь избирательной комиссии Челябинской области.

11) Уполномоченный по правам человека в Челябинской области;

12) Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области.

13) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области.

2. Для обеспечения исполнения полномочий государственных органов области, лиц, замещающих государственные должности Челябинской области, законом области в соответствии с федеральным законом устанавливаются должности государственной гражданской службы Челябинской области.

3. На лиц, замещающих государственные должности Челябинской области и должности государственной гражданской службы Челябинской области, распространяются правовые и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации и области.

Государственные органы области обеспечивают лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Челябинской области, денежное содержание, жилищные условия, медицинское, пенсионное обеспечение и иные гарантии и компенсации не ниже норм, установленных законодательством Российской Федерации и области.

4. Лица, замещающие государственные должности Челябинской области, указанные в пунктах 1-1 - 3, 5 - 13 части 1 настоящей статьи, а также лица, замещающие государственные должности области, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, и осуществляющие деятельность на профессиональной (постоянной) основе, и лица, замещающие должности государственной гражданской службы Челябинской области категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей, получают единовременную выплату, равную годовому размеру назначенной им заработной платы, в случаях:

1) прекращения полномочий (в том числе досрочно) лицом, замещающим государственную должность области, при достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности в период осуществления полномочий по государственной должности области или замещения такой должности;

2) расторжения служебного контракта и увольнения государственного гражданского служащего области с государственной гражданской службы области по собственной инициативе в случае замещения должности государственной гражданской службы области категории "руководители", относящейся к высшей группе должностей, не менее пяти лет;

3) сокращения должностей государственной гражданской службы области в случае реорганизации или упразднения государственного органа области.

4) Исключен. - Закон Челябинской области от 31.03.2016 N 324-ЗО.

Абзац шестой исключен. - Закон Челябинской области от 27.10.2011 N 219-ЗО.

Предоставление социальных гарантий не распространяется на указанных в абзаце первом настоящей части лиц, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, либо по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

5. Исключена. - Закон Челябинской области от 31.03.2016 N 324-ЗО.

6. Лица, замещавшие должности первого заместителя Губернатора области, заместителя Губернатора области, заместителя Губернатора области - руководителя аппарата Правительства области, заместителя Губернатора области - руководителя исполнительного органа области, председателя Правительства области, первого заместителя председателя Правительства области, заместителя председателя Правительства области, заместителя Губернатора области - руководителя Аппарата Губернатора и Правительства области, руководителя Аппарата Губернатора и Правительства области не менее трех лет, имеют право на получение ежемесячной выплаты после достижения пенсионного возраста или потери трудоспособности в размере 75 процентов размера ежемесячной оплаты труда указанных лиц на день прекращения ими исполнения своих полномочий.

Право на получение ежемесячной выплаты не распространяется на указанных в абзаце первом настоящей части лиц, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, либо в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.

Ежемесячная выплата устанавливается лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, пожизненно или на период инвалидности.

Порядок и условия назначения лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, ежемесячной выплаты, порядок перерасчета ее размера, а также порядок выплаты, приостановления выплаты, возобновления выплаты, прекращения выплаты ежемесячной выплаты устанавливаются Губернатором Челябинской области.

 

Глава XII. КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Статья 64

 

1. Контрольно-счетная палата Челябинской области (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля области.

Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Контрольно-счетная палата является обязательным государственным органом области и обладает правами юридического лица.

2. Контрольно-счетная палата образуется в составе председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Контрольно-счетной палаты.

Структура и штатная численность Контрольно-счетной палаты утверждаются Законодательным Собранием по предложению председателя Контрольно-счетной палаты.

3. Председатель, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты назначаются на должность Законодательным Собранием сроком на 5 лет.

4. Аудиторы Контрольно-счетной палаты назначаются на должность Законодательным Собранием по представлению председателя Контрольно-счетной палаты сроком на 5 лет.

5. Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется за счет средств областного бюджета.

6. Правовое регулирование организации и деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами области.

 

Глава XIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА

И БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН. ПРАВА ГРАЖДАН В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Статья 65

 

Область участвует в выработке и реализации единой политики Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью, охраны правопорядка и безопасности граждан, воспитания, образования, науки и культуры, труда, здоровья, социальной поддержки и социального обслуживания населения, охраны окружающей среды, физической культуры и спорта.

 

Статья 66

 

1. Органы государственной власти области признают основополагающую роль воспитания, образования, науки и культуры в жизни и развитии общества, человека и гражданина.

2. Органы государственной власти области способствуют реализации прав граждан в сфере образования, науки, культуры, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами области.

 

Статья 67

 

Органы государственной власти области в сфере образования:

1) обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивают дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством области;

2) организуют предоставление общего образования, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования в областных государственных образовательных организациях;

3) организуют предоставление среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

4) осуществляют иные полномочия в сфере образования, установленные законодательством Российской Федерации и области.

 

Статья 68

 

Органы государственной власти области способствуют укреплению семьи и выполнению семьей воспитательных задач.

 

Статья 69

 

1. В области создаются условия для охраны труда и здоровья, социальной поддержки и социального обслуживания населения области, охраны окружающей среды.

2. В области создаются условия для обеспечения достоверной информацией о состоянии окружающей среды, осуществления природоохранных мероприятий, развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, социальной поддержки нуждающихся граждан.

 

Статья 70

 

Органы государственной власти области осуществляют полномочия в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий в соответствии с федеральными законами.

 

Статья 71

 

На территории области отдельные местности в порядке, установленном законом области, могут быть признаны органами государственной власти области лечебно-оздоровительными местностями или курортами области.

 

Глава XIV. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Статья 72

 

1. Местное самоуправление осуществляется на территории области в городских поселениях, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах. В Челябинском городском округе местное самоуправление осуществляется также на территориях внутригородских районов.

2. Статус и границы муниципальных образований устанавливаются законами области.

3. В составе области находятся следующие муниципальные районы: Агаповский, Аргаяшский, Ашинский, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Еманжелинский, Еткульский, Карталинский, Каслинский, Катав-Ивановский, Кизильский, Красноармейский, Кунашакский, Кусинский, Нагайбакский, Нязепетровский, Октябрьский, Пластовский, Саткинский, Сосновский, Троицкий, Увельский, Уйский, Чебаркульский, Чесменский.

Территорию муниципальных районов составляют территории городских и сельских поселений.

3-1. В составе области находится Коркинский муниципальный округ.

4. В составе области находятся следующие городские округа: Верхнеуфалейский, Златоустовский, Карабашский, Копейский, Кыштымский, Локомотивный, Магнитогорский, Миасский, Озерский, Снежинский, Трехгорный, Троицкий, Усть-Катавский, Чебаркульский, Южноуральский.

5. В составе области находится Челябинский городской округ с внутригородским делением со следующими внутригородскими районами: Калининским, Курчатовским, Ленинским, Металлургическим, Советским, Тракторозаводским, Центральным.

 

Статья 73

 

Органы государственной власти области осуществляют правовое регулирование организации местного самоуправления в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и другими законами области.

 

Глава XV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОБЛАСТИ

 

Статья 74

 

1. Область в пределах полномочий, предоставленных ей Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами, заключаемыми между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Область является самостоятельным участником межрегиональных отношений, а также соглашений с другими субъектами Российской Федерации.

2. Международные и внешнеэкономические связи области, ее межрегиональные отношения и отношения с другими субъектами Российской Федерации строятся на основе уважения общепринятых принципов и норм международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, задачами которых являются:

1) содействие социально-экономическому развитию области и интеграции ее промышленного потенциала в мировую хозяйственную систему;

2) поддержка экспорта и расширение рынков сбыта продукции организаций, расположенных на территории области.

3. Международные связи и межрегиональные отношения области развиваются с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Действия, предпринимаемые областью по установлению международных связей и межрегиональных отношений, не должны выходить за пределы полномочий, определенных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 75

 

Сотрудничество с другими субъектами Российской Федерации организуется на основе двусторонних и многосторонних договоров и соглашений.

 

Глава XVI. ОФИЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ОБЛАСТИ

 

Статья 76

 

1. Область имеет свои официальные символы.

2. Описание официальных символов и порядок их использования устанавливаются законами области.

 

Глава XVII. ПРИНЯТИЕ УСТАВА ОБЛАСТИ,

ВНЕСЕНИЕ В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

 

Статья 77

 

1. Устав области, закон области о внесении изменений в него принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

2. Устав области, закон области о внесении изменений в Устав области вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) законом области о внесении изменений в Устав области не установлен иной порядок вступления их в силу.

 

Глава XVIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 78

 

Устав области вводится в действие законом области о введении в действие Устава области.

 

Губернатор

Челябинской области

П.И.СУМИН

09.06.2006

г. Челябинск

N 22-ЗО от 25 мая 2006 года

Закон Челябинской области "Устав (Основной Закон) Челябинской области" от 25.05.2006 N 22-ЗО