Правовые акты Челябинской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Челябинской области от 11.09.2001 N 29-ЗО "Об охране труда в Челябинской области"

 

11 сентября 2001 года

N 29-ЗО

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят

постановлением

Законодательного собрания

Челябинской области

от 30 августа 2001 г. N 192

 

Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области по обеспечению единого порядка регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками, по соблюдению условий труда, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда.

 

Статья 1. Законодательство об охране труда

 

Отношения в сфере охраны труда на территории области регулируются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.

1. Действие Закона Челябинской области "Об охране труда в Челябинской области" распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде;

студентов профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

2. На граждан Российской Федерации, работающих по найму у работодателей, находящихся под юрисдикцией других государств, но расположенных на территории Челябинской области, распространяется трудовое законодательство Российской Федерации и иные акты, содержащие нормы трудового права и настоящий Закон.

3. На иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории Челябинской области, распространяется трудовое законодательство Российской Федерации, иные акты, содержащие нормы трудового или международного права, и настоящий Закон.

 

Статья 2. Государственное управление охраной труда

 

1. Государственное управление охраной труда на территории Челябинской области осуществляется федеральными исполнительными органами и исполнительными органами Челябинской области в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Челябинской области.

2. Исполнительный орган Челябинской области, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, осуществляет государственное управление охраной труда на территории Челябинской области путем:

1) обеспечения реализации на территории области государственной политики в области охраны труда;

2) разработки государственных программ Челябинской области по улучшению условий и охраны труда или мероприятий по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы Челябинской области, обеспечения контроля за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;

3) разработки и осуществления на региональном уровне совместно с заинтересованными организациями мер по экономическому стимулированию работодателей по обеспечению благоприятных и безопасных условий труда;

4) координации проведения на территории Челябинской области в установленном порядке обучения по охране труда;

5) исключен. - Закон Челябинской области от 30.11.2006 N 77-ЗО;

6) разработки с привлечением заинтересованных организаций мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда; организации проведения совещаний - семинаров по проблемам охраны труда и выставок средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений;

7) оказания методической помощи работодателям в совершенствовании работы служб охраны труда;

8) участия в установленном законодательством Российской Федерации порядке в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

9) организации и проведения мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Челябинской области;

10) осуществления на территории Челябинской области в порядке, установленном в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, государственной экспертизы условий труда;

10-1) определения в соответствии с методическими рекомендациями по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 статьи 24 Федерального закона "О специальной оценке условий труда";

11) исключен. - Закон Челябинской области от 29.05.2014 N 696-ЗО;

12) координации работы с Государственной инспекцией труда в Челябинской области и с другими территориальными органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органами местного самоуправления, объединениями работодателей, органами (организациями), занимающимися обязательным страхованием работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами;

13) исключен. - Закон Челябинской области от 30.04.2009 N 426-ЗО;

14) осуществления иных функций в пределах своей компетенции.

 

Статья 3. Основные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны труда

 

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий и полномочий, переданных им органами государственной власти Челябинской области в установленном порядке, в пределах предусмотренных на эти цели материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления области могут:

1) разрабатывать программы улучшения условий и охраны труда;

2) взаимодействовать в вопросах охраны труда с работодателями, профсоюзами, Государственной инспекцией труда в Челябинской области и другими территориальными контрольно - надзорными органами;

3) осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений в сфере охраны труда;

4) участвовать в методическом обеспечении служб охраны труда организаций, обобщении и распространении передового опыта по проблемам охраны труда;

5) организовывать семинары, совещания и другие мероприятия, направленные на выполнение требований законодательства по условиям и охране труда;

6) принимать участие в установленном законодательством Российской Федерации порядке в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

7) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

 

Статья 4. Органы управления охраной труда в организациях и их объединениях

 

1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

2. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

3. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из его заместителей.

4. Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет работодатель в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

5. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области, коллективным договором (соглашением) по охране труда организации, другими локальными нормативными актами организации.

6. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями работодателя, комитетом (комиссией) по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии), а также при необходимости с федеральными органами исполнительной власти и исполнительным органом Челябинской области, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

 

Статья 5. Утратила силу. - Закон Челябинской области от 03.11.2022 N 695-ЗО.

 

Статья 6. Межведомственные комиссии по охране труда

 

Для координации работы по охране труда создаются областная, городские и районные межведомственные комиссии по охране труда.

В состав комиссий включаются представители исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных контрольно - надзорных органов, действующих на территории области, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций.

Положение о деятельности областной межведомственной комиссии по охране труда утверждается Губернатором Челябинской области.

 

Статья 7. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

 

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется за счет собственных средств в объемах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с нормативными требованиями по охране труда и определяемых коллективными договорами или соглашениями, но не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда также осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в рамках территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

 

Статья 8. Научное обеспечение работы по охране труда

 

1. Научное обеспечение работы по охране труда в области осуществляется с целью создания необходимых условий для реализации государственной политики в сфере охраны труда, выполнения требований законодательства Российской Федерации и Челябинской области по охране труда.

2. Программы и мероприятия по охране труда, профилактике профессиональной заболеваемости строятся на научной основе, разрабатываются и реализуются с привлечением ученых и специалистов. В программах предусматривается обязательное проведение научных исследований по наиболее актуальным проблемам охраны труда применительно к специфике трудовой деятельности на территории области.

3. Результаты научных исследований в сфере охраны труда являются открытыми и доступными, за исключением информации, составляющей государственную тайну.

 

Статья 9. Информационное обеспечение работы по охране труда

 

1. Информационное обеспечение работы по охране труда заключается в сборе данных об условиях труда, о состоянии охраны труда и безопасности производства, а также в предоставлении этих данных (в случае, если они не составляют государственную тайну) всем заинтересованным лицам в порядке, регулируемом действующим законодательством.

2. Система информационного обеспечения включает в себя:

данные специальной оценки условий труда, показатели уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

анализ и оценку условий труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

прогноз изменений условий труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

выработку рекомендаций и разработку мероприятий по охране труда и обеспечению производственной безопасности.

 

Статья 10. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда в организациях всех форм собственности осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с действующим законодательством.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Абзац третий утратил силу. - Закон Челябинской области от 03.11.2022 N 695-ЗО.

 

Статья 11. Государственная экспертиза условий труда

 

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным исполнительным органом, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и исполнительным органом Челябинской области, в ведении которого находятся вопросы охраны труда, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения специальной оценки условий труда, результатами сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда для подготовки предложений по отнесению организаций к классу профессионального риска, правильностью предоставления работникам предусмотренных законодательством льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросу органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

 

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор

Челябинской области

П.И.СУМИН

г. Челябинск

11 сентября 2001 года

N 29-ЗО

Закон Челябинской области "Об охране труда в Челябинской области" от 11.09.2001 N 29-ЗО