Постановление Администрации города Челябинска от 09.06.2025 N 214-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Челябинска от 30.07.2020 N 310-п"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09.06.2025 г. N 214-п
г. Челябинск
О внесении изменений в постановление Администрации города Челябинска от 30.07.2020 N 310-п |
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", решением Челябинской городской Думы от 27.09.2011 N 27/2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Челябинске"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Внести в постановление Администрации города Челябинска от 30.07.2020 N 310-п "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов города Челябинска и оценки налоговых расходов города Челябинска" следующие изменения:
1) в преамбуле постановления слова "статьей 9 решения Челябинской городской Думы" заменить словами "решением Челябинской городской Думы";
2) пункт 4 постановления изложить в следующей редакции:
"4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Комитета финансов города Челябинска Шин В.Г.".
2. Внести в Порядок формирования перечня налоговых расходов города Челябинска и оценки налоговых расходов города Челябинска, утвержденный постановлением Администрации города Челябинска от 30.07.2020 N 310-п, изменения, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Дурманова К.Б.) опубликовать настоящее постановление в порядке, установленном для официального обнародования муниципальных правовых актов, и разместить настоящее постановление на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Комитета финансов города Челябинска Шин В.Г.
Глава города Челябинска А.А. Лошкин
Приложение
к постановлению
Администрации
города Челябинска
от 9 июня 2025 г. N 214-п
Порядок
формирования перечня налоговых расходов города Челябинска
и оценки налоговых расходов города Челябинска
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок формирования перечня налоговых расходов города Челябинска и оценки налоговых расходов города Челябинска (далее - Порядок) определяет правила формирования перечня налоговых расходов, формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов и порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов, осуществляемой кураторами налоговых расходов.
2. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", решением Челябинской городской Думы от 27.09.2011 N 27/2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городе Челябинске".
3. В Порядке используются следующие понятия:
1) налоговые расходы города Челябинска (далее - налоговые расходы) - выпадающие доходы бюджета города Челябинска, обусловленные установленными муниципальными правовыми актами города Челябинска налоговыми льготами, освобождениями, пониженными налоговыми ставками и иными преференциями по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки (далее - льготы) в соответствии с целями муниципальных программ города Челябинска и (или) целями социально-экономической политики города Челябинска, не относящимися к муниципальным программам (далее - льготы).
К налоговым расходам относятся социальные налоговые расходы, стимулирующие налоговые расходы, технические налоговые расходы;
2) плательщики - плательщики налогов, сборов и иных платежей;
3) социальные налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) стимулирующие налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение (предотвращение снижения) доходов бюджета города Челябинска;
5) технические налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета города Челябинска;
6) перечень налоговых расходов - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики города Челябинска, не относящимися к муниципальным программам, а также о кураторах налоговых расходов;
7) куратор налогового расхода - орган местного самоуправления города Челябинска (отраслевой (функциональный) или территориальный орган Администрации города Челябинска, или структурное подразделение аппарата Администрации города Челябинска), ответственный в соответствии с полномочиями, установленными муниципальными правовыми актами города Челябинска, за достижение соответствующих налоговому расходу целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам;
8) целевые характеристики налоговых расходов - сведения о целях представления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные муниципальными правовыми актами города Челябинска;
9) нормативные характеристики налоговых расходов - сведения о положениях муниципальных правовых актов города Челябинска, которыми предусматриваются льготы, наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные муниципальными правовыми актами города Челябинска;
10) фискальные характеристики налоговых расходов - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в бюджет города Челябинска;
11) оценка налоговых расходов - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов;
12) оценка объемов налоговых расходов - определение объемов выпадающих доходов бюджета города Челябинска, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
13) оценка эффективности налоговых расходов - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот, исходя из целевых характеристик налогового расхода.
Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех значениях, что установлены законодательством Российской Федерации, Челябинской области и муниципальными правовыми актами города Челябинска.
4. Отнесение налоговых расходов к муниципальным программам города Челябинска осуществляется исходя из целей муниципальных программ города Челябинска (далее именуются - муниципальные программы) и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам.
II. Порядок формирования перечня
налоговых расходов города Челябинска
5. Проект перечня налоговых расходов на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект перечня налоговых расходов) формируется Комитетом финансов города Челябинска (далее - Комитет финансов) по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку до 1 апреля и направляется на согласование кураторам налоговых расходов.
Проект перечня налоговых расходов содержит нормативные и целевые характеристики налоговых расходов.
6. Кураторы налоговых расходов в срок до 10 апреля рассматривают проект перечня налоговых расходов и направляют в Комитет финансов замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов.
В случае если указанные замечания и предложения предполагают изменение куратора налогового расхода, замечания и предложения подлежат согласованию с предлагаемым куратором налогового расхода и направлению в Комитет финансов в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
В случае если замечания и предложения не направлены в Комитет финансов в установленный срок, проект перечня налоговых расходов считается согласованным.
Кураторы налоговых расходов принимают участие в совещаниях, организуемых Комитетом финансов в случае разногласий и (или) замечаний по проекту перечня налоговых расходов.
7. Перечень налоговых расходов на очередной финансовый год и плановый период (далее - перечень налоговых расходов) утверждается распоряжением Администрации города Челябинска ежегодно.
8. В течение 10 рабочих дней после согласования проекта перечня налоговых расходов в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Порядка Комитет финансов разрабатывает проект распоряжения Администрации города Челябинска об утверждении перечня налоговых расходов по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку и направляет на утверждение в соответствии с установленным Порядком визирования (согласования) правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Администрации города Челябинска (далее - порядок визирования).
9. В случае изменения в текущем году нормативных и целевых характеристик налоговых расходов, внесения изменений в муниципальные программы, структурные элементы муниципальных программ, изменения полномочий органов местного самоуправления и их структурных подразделений, затрагивающих перечень налоговых расходов, кураторы налоговых расходов не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений направляют в Комитет финансов информацию для уточнения перечня налоговых расходов.
В случае признания в текущем финансовом году утратившими силу положений правовых актов, которыми предусматриваются льготы, обусловливающие налоговые расходы, кураторы налоговых расходов не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих правовых актов направляют в Комитет финансов информацию для уточнения перечня налоговых расходов.
10. Комитет финансов в течение 10 рабочих дней после получения информации в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка разрабатывает проект распоряжения Администрации города Челябинска в целях внесения изменений в перечень налоговых расходов и направляет на утверждение в соответствии с порядком визирования.
11. Утвержденный перечень налоговых расходов размещается на официальных сайтах Администрации города Челябинска и Комитета финансов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
III. Порядок оценки налоговых расходов города Челябинска
12. В целях оценки налоговых расходов Управление Федеральной налоговой службы России по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области) представляет (по согласованию) в Комитет финансов информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году.
13. Оценка налоговых расходов города Челябинска осуществляется кураторами налоговых расходов в соответствии с методиками оценки налоговых расходов, разработанными кураторами налоговых расходов в соответствии с настоящим Порядком и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Общие требования).
14. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов:
1) Комитет финансов ежегодно в срок до 1 февраля направляет в УФНС России по Челябинской области сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы муниципальных правовых актов города Челябинска, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением 2 к настоящему Порядку;
2) УФНС России по Челябинской области (по согласованию) ежегодно в срок до 1 апреля направляет в Комитет финансов сведения за год, предшествующий отчетному году, а также в случае необходимости уточненные данные за иные отчетные периоды с учетом информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащие:
- сведения о количестве плательщиков, воспользовавшихся льготами;
- сведения о суммах выпадающих доходов бюджета города Челябинска по каждому налоговому расходу;
- сведения об объемах налогов, задекларированных для уплаты плательщиками в бюджет города Челябинска по каждому налоговому расходу, в отношении стимулирующих налоговых расходов;
3) УФНС России по Челябинской области (по согласованию) ежегодно в срок до 15 июля направляет в Комитет финансов сведения об объеме льгот за отчетный финансовый год, а также по стимулирующим налоговым расходам города Челябинска, сведения о налогах, задекларированных для уплаты плательщиками, имеющими право на льготы, в отчетном году.
В случае наличия уточненных данных за год, предшествующий отчетному, с учетом информации по последним налоговым декларациям по стимулирующим налоговым расходам города Челябинска, УФНС России по Челябинской области (по согласованию) направляет в Комитет финансов вместе с указанной информацией уточненную информацию;
4) Комитет финансов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения от УФНС России по Челябинской области сведений, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, направляет указанные сведения кураторам налоговых расходов.
15. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется кураторами налоговых расходов и включает:
1) оценку целесообразности налоговых расходов;
2) оценку результативности налоговых расходов.
16. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
1) соответствие налоговых расходов целям муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики города Челябинска, не относящимся к муниципальным программам;
2) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, или общей численности плательщиков, за пятилетний период.
В целях проведения оценки востребованности плательщиками предоставленных льгот куратором налогового расхода может быть определено минимальное значение соотношения, при котором льгота признается востребованной.
При необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
17. В случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, куратору налогового расхода надлежит представить предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
18. В качестве критерия результативности налогового расхода кураторами налоговых расходов в методиках определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы города Челябинска.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
19. Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
20. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к муниципальным программам, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.
При необходимости куратором налогового расхода могут быть установлены дополнительные критерии оценки бюджетной эффективности налогового расхода.
21. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов бюджета города Челябинска в случае применения альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов бюджета города Челябинска для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам, учитываются в том числе:
1) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств бюджета города Челябинска;
2) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
3) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
22. Оценку результативности налоговых расходов допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов.
23. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов, наряду со сравнительным анализом, указанным в пункте 21 настоящего Порядка, рассчитывается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов в соответствии с Общими требованиями.
Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов.
24. По итогам оценки налогового расхода кураторы налоговых расходов формулируют выводы:
1) о достижении целевых характеристик налогового расхода;
2) вкладе налогового расхода в достижение целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам;
3) наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для бюджета города Челябинска) альтернативных механизмов достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам.
25. Кураторы налоговых расходов отражают результаты оценки налоговых расходов в аналитической записке и направляют ее в Комитет финансов в следующие сроки:
1) до 15 мая - в части оценки налоговых расходов за год, предшествующий отчетному году;
2) до 1 августа - в части оценки налоговых расходов за отчетный год.
26. Комитет финансов осуществляет обобщение сведений аналитических записок кураторов налоговых расходов о результатах оценки налоговых расходов, формирует сводную аналитическую записку о результатах оценки налоговых расходов города Челябинска в срок до 1 октября текущего года.
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики города Челябинска, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.
Председатель
Комитета финансов
города Челябинска В.Г. Шин
Приложение 1
к Порядку
формирования перечня
налоговых расходов
города Челябинска
и оценки налоговых расходов
города Челябинска
Форма
Перечень налоговых расходов города Челябинска
N п/п | Наименование куратора налогового расхода | Нормативные характеристики налогового расхода | Целевые характеристики налогового расхода | |||||
Наименование налога, сбора и иного платежа, по которому предусмотрен налоговый расход | Наименование налогового расхода | Муниципальный правовой акт, которым устанавливается налоговый расход | Категории плательщиков, в отношении которых предусмотрены налоговые расходы | Период действия налогового расхода | Наименование муниципальной программы и (или) наименование муниципального правового акта, определяющего цели социально-экономической политики города Челябинска, не относящегося к муниципальным программам, в целях реализации которой(ого) осуществляется налоговый расход | Наименование цели и(или) целевого показателя (индикатора), на достижение которой(ого) направлен налоговый расход | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. Стимулирующие налоговые расходы | ||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Социальные налоговые расходы | ||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Технические налоговые расходы | ||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Порядку
формирования перечня
налоговых расходов
города Челябинска
и оценки налоговых расходов
города Челябинска
Перечень
информации для проведения оценки налоговых расходов
города Челябинска
N п/п | Предоставляемая информация | Источник данных |
1 | 2 | 3 |
I. Нормативные характеристики налоговых расходов | ||
1. | Наименования налогов, сборов и иных платежей, по которым предусматриваются налоговые льготы, освобождения, пониженные налоговые ставки и иные преференции (далее - льготы), установленные муниципальными правовыми актами города Челябинска | перечень налоговых расходов города Челябинска |
2. | Муниципальные правовые акты города Челябинска, их структурные единицы, которыми предусматриваются льготы | перечень налоговых расходов города Челябинска |
3. | Целевая категория плательщиков налогов, сборов и иных платежей (далее - плательщики), для которых муниципальными правовыми актами города Челябинска предусмотрены льготы | куратор налогового расхода города Челябинска (далее - куратор налогового расхода) |
4. | Условия предоставления льгот для плательщиков, установленные муниципальными правовыми актами города Челябинска | куратор налогового расхода |
5. | Даты вступления в силу муниципальных правовых актов города Челябинска, устанавливающих льготы для плательщиков | куратор налогового расхода |
6. | Даты начала действия права на льготы, предоставленного плательщикам муниципальными правовыми актами города Челябинска | куратор налогового расхода |
7. | Период действия льгот, предоставленных плательщикам муниципальными правовыми актами города Челябинска | куратор налогового расхода |
8. | Дата прекращения действия льгот, установленных муниципальными правовыми актами города Челябинска, в том числе в связи с вступлением в силу муниципальных правовых актов города Челябинска, отменяющих льготы | куратор налогового расхода |
II. Целевые характеристики налоговых расходов | ||
9. | Наименование льгот | куратор налогового расхода |
10. | Целевая категория налогового расхода | куратор налогового расхода |
11. | Цели предоставления льгот, установленных для плательщиков муниципальными правовыми актами города Челябинска | куратор налогового расхода |
12. | Вид льгот, определяющий особенности предоставленных отдельным категориям плательщиков преимуществ по сравнению с другими плательщиками | куратор налогового расхода |
13. | Размер налоговой ставки, в пределах которой предоставляются льготы | куратор налогового расхода |
14. | Показатель (индикатор) достижения целей муниципальных программ и (или) целей социально-экономической политики города Челябинска, не относящихся к муниципальным программам города Челябинска, в связи с предоставлением льгот | куратор налогового расхода |
15. | Код вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которому относится налоговый расход (если налоговый расход обусловлен льготами для отдельных видов экономической деятельности) | куратор налогового расхода |
16. | Принадлежность налогового расхода к группе расходных полномочий, определенная в соответствии с методикой распределения дотаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" | Комитет финансов города Челябинска |
III. Фискальные характеристики налогового расхода | ||
17. | Объем льгот, предоставленных плательщикам в соответствии с муниципальными правовыми актами города Челябинска за отчетный год и за год, предшествующий отчетному году (тыс. рублей) | Управление Федеральной налоговой службы России по Челябинской области (далее - УФНС России по Челябинской области) |
18. | Оценка объема льгот, предоставленных плательщикам на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период (тыс. рублей) | куратор налогового расхода |
19. | Численность плательщиков, воспользовавшихся льготами, установленными муниципальными правовыми актами города Челябинска (единиц) | УФНС России по Челябинской области |
20. | Общая численность плательщиков налогов (единиц) | УФНС России по Челябинской области |
21. | Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет города Челябинска плательщиками, имеющими право на льготы, установленные муниципальными правовыми актами города Челябинска | УФНС России по Челябинской области |
22. | Объем налогов, задекларированных для уплаты в бюджет города Челябинска плательщиками, имеющими право на льготы, за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году (тыс. рублей) | УФНС России по Челябинской области |
23. | Результат оценки эффективности налогового расхода | куратор налогового расхода |
24. | Оценка совокупного бюджетного эффекта (для стимулирующих налоговых расходов Челябинской области) | куратор налогового расхода |
Председатель
Комитета финансов Города Челябинска