Постановление Правительства Челябинской области от 29.04.2025 N 374-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 20.09.2021 г. N 443-П, от 30.11.2021 г. N 606-П"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.04.2025 г. N 374-П
г. Челябинск
О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 20.09.2021 г. N 443-П, от 30.11.2021 г. N 606-П |
Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2021 г. N 443-П "О Положении о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 сентября 2021 г.; 26 февраля 2024 г.; 26 декабря 2024 г.), следующие изменения:
1) пункт 3 раздела I дополнить абзацами следующего содержания:
"разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
установленные квоты выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух.";
2) пункты 12, 13 раздела II изложить в следующей редакции:
"12. Министерство при осуществлении контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее именуются - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
13. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением Министра (первого заместителя Министра, заместителя Министра) на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению 1 к настоящему Положению.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного, среднего риска, обязательные профилактические визиты проводятся с периодичностью, определенной Правительством Российской Федерации.";
3) в разделе III:
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Контролируемым лицом, получившим предостережение, может быть направлено возражение относительно указанного предостережения (далее именуется - возражение) на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее именуется - единый портал государственных и муниципальных услуг) с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Закона N 248-ФЗ, либо иными указанными в предостережении способами в течение 15 рабочих дней с момента его получения.";
в пункте 22 цифры "20" заменить цифрами "15";
пункт 24 признать утратившим силу;
пункты 25 - 27 изложить в следующей редакции:
"25. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор" в соответствии со статьей 52 Закона N 248-ФЗ.
26. Профилактический визит проводится по инициативе Министерства (далее именуется - обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
27. Обязательный профилактический визит проводится:
1) в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного и среднего риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной в абзаце втором пункта 13 настоящего Положения;
2) по поручению:
Президента Российской Федерации;
Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
Губернатора Челябинской области.";
дополнить пунктами 27-1 - 27-3 следующего содержания:
"27-1. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десяти рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.
27-2. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
27-3. Обязательный профилактический визит и профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводятся с учетом требований статей 52.1, 52.2 Закона N 248-ФЗ.";
4) в разделе IV:
абзац восьмой пункта 33 изложить в следующей редакции:
"Контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 настоящего пункта, проводятся Министерством на внеплановой основе.";
дополнить пунктом 33-1 следующего содержания:
"33-1. Инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
пункты 34 - 36 признать утратившими силу;
пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 33 настоящего Положения, проводятся Министерством по следующим основаниям:
1) наличие у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом положений статьи 60 Закона N 248-ФЗ;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона N 248-ФЗ;
5) выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
6) уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.";
дополнить пунктом 37-1 следующего содержания:
"37-1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц Министерства, включая задания, содержащиеся в планах работы Министерства.";
пункт 39 признать утратившим силу;
пункт 40 признать утратившим силу;
пункт 62 изложить в следующей редакции:
"62. Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней. На период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Министерство исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.";
5) в разделе V:
пункт 71 изложить в следующей редакции:
"71. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо, указанное в пункте 5 настоящего Положения, вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает решения, предусмотренные статьей 90 Закона N 248-ФЗ.";
дополнить пунктом 71-1 следующего содержания:
"71-1. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее именуется - предписание) выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита в соответствии с требованиями статьи 90.1 Закона N 248-ФЗ.";
6) в разделе VI:
пункт 72 признать утратившим силу;
пункт 73 изложить в следующей редакции:
"73. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний;
3) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;
5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
6) иных решений, принимаемых Министерством по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Законом N 248-ФЗ.";
пункт 74 дополнить абзацем следующего содержания:
"Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.";
пункты 76, 77 изложить в следующей редакции:
"76. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного пунктом 77 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
77. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Министерство без использования единого портала государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.";
пункт 78 признать утратившим силу;
пункты 80 - 82 изложить в следующей редакции:
"80. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо при рассмотрении жалобы использует подсистему государственной информационной системы досудебного обжалования (далее именуется - подсистема досудебного обжалования), за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом без использования подсистемы досудебного обжалования с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.
81. Уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица должны обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования сведений о ходе рассмотрения жалоб.
82. Жалоба подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.";
пункт 83 признать утратившим силу;
пункт 89 изложить в следующей редакции:
"89. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.";
7) приложение 1 к указанному Положению изложить в новой редакции (прилагается).
2. Внести в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 30.11.2021 г. N 606-П "О региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 7 декабря 2021 г.; 31 октября 2022 г.; 27 декабря 2024 г.), следующие изменения:
1) пункт 13 раздела II изложить в следующей редакции:
"13. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, среднего риска, проводятся обязательные профилактические визиты с периодичностью, определенной Правительством Российской Федерации.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, обязательные профилактические визиты не проводятся.";
2) в разделе III:
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Контролируемым лицом, получившим предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, может быть направлено возражение в отношении указанного предостережения (далее именуется - возражение) на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее именуется - единый портал государственных и муниципальных услуг) и с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Закона N 248-ФЗ, либо иными указанными в предостережении способами в течение 15 рабочих дней с момента его получения.";
в пункте 22 цифры "20" заменить цифрами "15";
пункт 24 признать утратившим силу;
пункты 25 - 27 изложить в следующей редакции:
"25. Профилактический визит проводится должностным лицом надзорного органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор" в соответствии со статьей 52 Закона N 248-ФЗ.
26. Профилактический визит проводится по инициативе надзорного органа (далее именуется - обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
27. Обязательный профилактический визит проводится:
1) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной в абзаце первом пункта 13 настоящего Положения;
2) в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, среднего риска, с учетом периодичности проведения обязательных профилактических мероприятий, установленной в абзаце втором пункта 13 настоящего Положения;
3) по поручению:
Президента Российской Федерации;
Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
Губернатора Челябинской области.";
дополнить пунктами 27-1, 27-2 следующего содержания:
"27-1. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать десяти рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.
27-2. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.";
пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. Обязательный профилактический визит и профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводятся с учетом требований статей 52.1, 52.2 Закона N 248-ЗО.";
3) в разделе IV:
абзац восьмой пункта 33 изложить в следующей редакции:
"Контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 настоящего пункта, проводятся надзорным органом на плановой и внеплановой основе.";
дополнить пунктом 33-1 следующего содержания:
"33-1. Инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 33 настоящего Положения, проводятся надзорным органом по следующим основаниям:
1) наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом положений статьи 60 Закона N 248-ФЗ;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения надзорного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона N 248-ФЗ;
5) выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
6) уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц надзорного органа, включая задания, содержащиеся в планах работы надзорного органа.";
пункт 39 признать утратившим силу;
пункт 60 изложить в следующей редакции:
"60. Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней. На период с момента направления надзорным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в надзорный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации надзорного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у надзорного органа документах и (или) полученным при осуществлении контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в надзорный орган исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.";
4) в разделе V:
пункт 69 изложить в следующей редакции:
"69. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо, указанное в пунктах 5, 6 настоящего Положения, вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом надзорный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает решения, предусмотренные статьей 90 Закона N 248-ФЗ.";
дополнить пунктом 69-1 следующего содержания:
"69-1. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее именуется - предписание) выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, обязательного профилактического визита, завершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного рейда в соответствии с требованиями статьи 90.1 Закона N 248-ФЗ.";
5) в разделе VI:
пункт 70 признать утратившим силу;
пункт 71 изложить в следующей редакции:
"71. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний;
3) действий (бездействия) должностных лиц надзорного органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;
5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
6) иных решений, принимаемых надзорным органом по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Законом N 248-ФЗ.";
пункт 72 дополнить абзацем следующего содержания:
"Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.";
пункты 74, 75 изложить в следующей редакции:
"74. Жалоба подается контролируемым лицом в надзорный орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного пунктом 75 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
75. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в надзорный орган без использования единого портала государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.";
пункты 77 - 79 изложить в следующей редакции:
"77. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо при рассмотрении жалобы использует подсистему государственной информационной системы досудебного обжалования (далее именуется - подсистема досудебного обжалования), за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом без использования подсистемы досудебного обжалования с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.
78. Уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица должны обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования сведений о ходе рассмотрения жалоб.
79. Жалоба подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более пяти рабочих дней.";
пункт 80 признать утратившим силу;
пункт 85 изложить в следующей редакции:
"85. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.".
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области И.П. Куцевляк
Приложение 1
к Положению
о региональном государственном
экологическом контроле (надзоре)
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 29 апреля 2025 г. N 374-П)
Критерии
отнесения объектов контроля к категориям риска причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Производственные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, относятся к определенной категории риска для контроля в соответствии со следующими критериями:
1) к категории значительного риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее именуется - Постановление N 2398);
2) к категории среднего риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением N 2398, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
3) к категории низкого риска относятся объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением N 2398.